Как современные архитекторы делают мебель
Мебель в узнаваемом авторском стиле, которая органично дополняла частные дома и общественные пространства, создавали практически все «суперзвезды» архитектуры XX века, такие как Ле Корбюзье, Робер Малле-Стивенс, Фрэнк Ллойд Райт, Алвар Аалто или Марсель Брейер. Сегодня традицию экспериментов с разными масштабами и формами продолжает новое поколение архитекторов и бюро: о том, что из этого получается, рассказываем в новом материале.
Стул Ossu Foster + Partners для Walter Knoll
Фото: Walter Knoll
Бюро Нормана Фостера уже давно переросло стадию исключительно архитектурной деятельности. Сегодня Foster + Partners — это универсальная «служба одного окна», занимающаяся также инжинирингом, аналитическими исследованиями, ландшафтным дизайном, урбанистикой и промышленным дизайном. Недавно бюро анонсировало выход новой модели стульев под названием Ossu. Передние ножки, подлокотники и поддерживающая верхняя часть спинки сделаны из гнутой паром древесины, а сиденье из фанеры опирается на деревянные поперечные рейки, плавно изгибаясь книзу. Стул был разработан итеративно и прошел строгие эргономические испытания для обеспечения максимального комфорта.
Эта модель изготавливается из ореха и дуба, древесина покрывается воском для создания тактильно приятной шелковисто-матовой поверхности. Osuu также имеет сменные подушки для сиденья из натуральной кожи или шерстяного войлока. Они крепятся к фанерному сиденью с помощью защелок, а не винтовых замков или клея, что делает эксплуатацию стула легкой и удобной, а также повышает срок службы изделия.
Коллекция Nawabari BIG для BoConcept
Фото: BoConcept
Датская сеть мебельных магазинов BoConcept выступила в тандеме с ведущим архитектурным бюро страны, возглавляемым Бьярке Ингельсом. Однако результат их совместной деятельности был вдохновлен особой формой искусства — связыванием веревками, появившейся в совсем другой части света — Японии. Название коллекции является производной от двух японских слов «нава» — веревка, и «бари» — стягивание, связывание.
Дизайн коллекции, разработанный партнером и директором BIG Products Якобом Ланге, отталкивался от форм, получающихся при связывании веревкой предметов различных форм и объемов. В результате диваны, кресла, пуфы и журнальные столики обрели скульптурные органические формы, которые будут эффектно выглядеть как в лобби отеля, так и в интерьере гостиной. В обивке используется ткань с мягкой фактурой шерсти приглушенных природных оттенков, что вполне вписывается в стилистику скандинавского дизайна, соединяя таким образом японскую и датскую культурные традиции.
Стулья Akane Кенго Кума
Фото: Kengo Kuma & Associates
Японский мэтр, который традиционную деревянную архитектуру и вписал ее в контекст промышленных технологий и ультрасовременного городского ландшафта на пространстве от Восточной Азии до Северной Америки, нередко обращается к предметному дизайну. Древесина как основной материал, элегантные лаконичные линии и природные фактуры стали характерными чертами мебели Кенго Кумы.
Недавняя авторская разработка — это стулья из особого рода дерева, произрастающего в префектуре Вакаяма на острове Хонсю. По стандартам заводского качества такая древесина считалась бы бракованной и непригодной для использования, потому что многие деревья в местных лесах поражены личинками локальной разновидности жуков-усачей. Но то, что для кого-то может показаться досадным дефектом, для Кенго Кумы — декоративный эффект, придающим каждому предмету мебели неповторимое своеобразие.
В коллекции всего два стула: один из них более округлый, а другой — нарочито геометричный. Но главное здесь скорее не форма, а сама фактура материала — волнообразные линии на месте сучков, бороздки и неровности, оставленные насекомыми и бережно включенные в общую картину. Оттенки природного рисунка древесной плоскости, от золотисто-желтого до глубокого темно-коричневого, придают стульям дополнительный объем и как нельзя лучше подчеркивают природность этих предметов мебели.
Минимализм по-русски Osetskaya.Salov
Фото: Osetskaya.Salov
Исследуя и переосмысляя традиционные культурные коды через призму современности, свое прочтение русской идентичности авторы выразили в образе простых и лаконичных предметов интерьера — табуретов-изб, лавок-сундуков и обеденного стола для большого застолья. Архитекторы бюро Osetskaya.Salov подошли к созданию предметов мебели как к полноценному архитектурному объекту: решения основываются на пространственных и конструктивных принципах сложения традиционной русской избы.
Лаконичная форма в сочетании с максимально простым материалом создает минималистичный современный образ, в котором легко считываются отсылки к простому деревенскому быту и укладу жизни. Мебель делают из дерева — основного строительного материала традиционного русского дома, который не теряет прочности, долго служит и красиво стареет. Архитектура подстолья стола и ножки табуретов напоминает деревянный сруб, сложенный из потемневших от времени бревен.
Коллекция DOODLE Wowhaus и Punto Group
Фото: Wowhaus
Архитектурное бюро Wowhaus совместно с ведущим производителем уличной мебели и малых архитектурных форм Punto Group разработали оригинальную и красочную коллекцию под названием DOODLE. Каждый из двадцати предметов коллекции представляет собой симбиоз традиционного мастерства и инновационных технологий, появившийся благодаря глубокому исследованию современных материалов и методов проектирования.
В состав коллекции входят столы, стулья, скамейки и шезлонги, модульные полигональные навесы и беседки, пляжные раздевалки, барные стойки и даже амфитеатр. При это все эти предметы многофункциональны и адаптивны, то есть могут быть подстроены под особенности пространства, будь то помещения разной конфигурации или уличная зона. Цветовая палитра и оригинальные формы предметов коллекции способны оживить любую среду, создав целостный образ пространства, связывающего внутренние и внешние зоны общественных и жилых зданий.
Треножник Betula и кресло Cathedra DO buro
Фото: DO buro
Архитекторы из бюро DO buro тоже решили обратиться к предметному дизайну и создали коллекцию, образы которой вдохновлены русскими сказками. Все предметы в ней выполнены из стали со сквозным прорезным орнаментом. Например, треножник Betula из сакрального культового предмета древности превратился в эстетичную подставку для свечи, а его орнаментальная композиция отсылает к работам Ивана Билибина.
Кресло Cathedra воплощает собой современную интерпретацию наследия тульских мастеров кузнечного дела XVIII столетия. Блестящая и гладкая фактура металла гармонично сочетается со сложной ажурной резьбой, растительные мотивы которой напоминают о морозных узорах на окнах. Ножки кресла заканчиваются настоящими куриными лапками, оживляя в памяти образ сказочного дома Бабы-Яги.
На обложке: коллекция Nawabari, BoConcept и BIG. Фото: BoConcept.