Антиквариат и современное искусство: история восстановления старомосковской квартиры
Квартира, которую Дмитрий Кузнецов и Наталья Воробьева создали для своей семьи в Большом Козихинском переулке, сама по себе – бережно сохраненный предмет антиквариата.
Доходный дом в стиле французского модерна, построенный в 1902 году архитектором Ивановым, фантастически красив, хотя, к сожалению, и не причислен к памятникам архитектуры. Москвичи дали ему прозвище «Дом с кошками», или «Дом с рысями» – в честь узнаваемых барельефов в сандриках над окнами. Кроме фигурок рысей, фасад украшен маскаронами кабанов и скульптурным изображением крылатой девы со звездой во лбу. Само собой, такая прекрасная оболочка скрывает классические интерьеры идеальных пропорций с анфиладами комнат и высокими потолками.
Выясняя, какой была изначальная планировка квартиры, владельцы провели настоящее расследование и подняли архивы. Рядом стоят еще пять домов, которые были построены в 1898-1915 в едином стиле. У них похожие, но не идентичные схемы планировки: окна на две стороны, центральный коридор, черная лестница. В советские годы черные лестницы упразднили, а их площадки превратили в ванные комнаты. Предыдущие хозяева поменяли планировку и из пятикомнатной квартиры сделали трехкомнатную, объединив попарно несколько помещений. К архитектурным элементам они, тем не менее, отнеслись бережно: не тронули ни столетнюю лепнину, ни старинный паркет. Стены снесли ровно до уровня потолочных карнизов, а лакуны заложили паркетом.
Сейчас первоначальная планировка восстановлена. «Когда мы пришли в квартиру и увидели, что многое сохранилось, – рассказывает Наталья, – захотели задать в интерьере какую-то генеральную линию. Мы решили, что это старая квартира, но в ней живет современная семья, здесь идет нормальная современная жизнь. При этом все, что можно было сохранить, мы сохранили. Лепнина, дубовый пакет, старые двери – эти элементы остались нетронутыми».
Карнизы в квартире тянутые, то есть выполнены мастерами вручную прямо на стыках стен и потолка по технологии начала века. «Для меня важно, что, когда смотришь на карнизы, замечаешь, что их делали руками: они немного кривенькие и очень живые», – говорит Наталья.
Дубовый паркет с отбивкой из красного дерева по периметру был сильно изношен, и реставраторам пришлось подкрашивать планки вручную – чтобы добиться равномерного тона. Восстановили и старинные филенчатые двери. Дизайнеры не стали менять аккуратно подобранные витражи из муранского стекла во фрамугах над дверями – наследство предыдущих хозяев. Единственное, что не удалось сохранить, это старинные окна с двойными рамами, – их состояние было настолько плачевным, что реставрировать было уже, по сути, нечего.
Архитектурное пространство квартиры выступает в роли «идеальной рамы» для произведений современного искусства. Дмитрий Кузнецов и Наталья Воробьева – известные коллекционеры, владельцы бюро PropertyLab+art и галереи Partner Project и соорганизаторы многих выставок, и в своей квартире они хотели показать обширную коллекцию искусства, которую собирали многие годы. Картины актуализируют пространство, хоть оно и наполнено старинной мебелью.
Часть антикварных предметов мебели и освещения дизайнеры перевезли из прошлой квартиры, часть купили специально. Так, стол, комод и стулья в большой гостиной были куплены на антикварном аукционе в Лионе. Дизайнеры три дня смотрели на этот стол – его фантастическая резная нога производила неизгладимое впечатление, – а потом поняли, что не могут с ним расстаться. «Клеточками» маркетри на столешнице он перекликается с паркетом, и на медовом фоне дубового пола смотрится великолепно. Привести стол в порядок не стоило большого труда, он оказался в хорошем состоянии, зато у комода была разрушена первоначальная столешница, ее пришлось заменить на новую. Покупать весь гарнитур дизайнеры не собирались – опасались, что он будет выглядеть тяжеловесно. Переживания не оправдались: крупные произведения искусства на стенах оттягивают на себя внимание, и массивные антикварные предметы «растворяются» в интерьере.
А вот два потолочных светильника в гостиных притягивают взгляд и составляют достойную визуальную конкуренцию картинам. В поисках светильников Дмитрий и Наталья обратились к коллекционеру из Петербурга, в галерею «Старый свет». Оба предмета сохранили аутентичные плафоны матового стекла, и только у люстры из большой гостиной пришлось обновить хрупкую «бахрому» из стеклянных палочек. У люстры «с бахромой» довольно любопытная история: коллекционеру позвонила питерская бабушка и предложила «шикарный антикварный сундук», который на поверку оказался рухлядью. Зато в квартире у бабушки висела старинная бронзовая люстра рубежа XIX-XX веков, сплошь закрашенная серебрянкой. Ее-то и приобрел коллекционер. Люстра из малой гостиной – того же времени. Ее украшают изящные позолоченные накладки в форме веточек с вишнями.
В той же галерее купили банкетку из знаменитого гарнитура Fledermaus. В 1907 году его разработал Йозеф Хоффманн для знаменитого венского кабаре «Летучая мышь». Оригинальный гарнитур включал стулья, маленькие столики и банкетки и отличался контрастным цветовым решением: каркас дерева бел черным, а обивка – ярко-желтой. Когда эту популярную модель запустили в тиражное производство, ее стали исполнять в разных цветах дерева и в разных обивках. Первоначальная аутентичная обивка до дизайнеров не дошла, зато сохранилась техническая обивка оборотной стороны. Эту мешковину так и оставили, сохранив все клейма, все потертости и царапины.
В коллекции искусства Дмитрия и Натальи – несколько картин известного художника Георгия Пузенкова. Их остросовременный стиль создает мощный контрапункт историческому интерьеру. Диптих Богдана Мамонова «Фаина кушает клубнику со сливками», напротив, напоминает о дачной жизни начала прошлого века и вторит архитектуре гостиной.
В этой квартире мы сделали основной акцент на современное искусство, поскольку занимаемся им много и давно, и коллекция собралась большая. Мы не делали акцент ни на декор, ни на бытовую эстетику. Для нас были важны нейтральные стены и бережно сохраненные исторические элементы, а все остальное мы отдали на откуп искусству. Что касается реставрации, мы не сторонники того, чтобы реставрировать вещь до идеального состояния. Важно, чтобы предмет оставался живым, а не забальзамированным, как мумия.Поэтому, когда мастер восстанавливал нам стол и комод, мы просили его оставить «следы бытования».