Мебель как искусство
Создание мебели или создания из мебели? Многие известные художники использовали столы, кресла и шкафы в качестве средства самовыражения и диалога со зрителем. Кто-то для этого переосмыслял форму предмета, сохраняя функциональность, а кто-то использовал предметы как материал для масштабных инсталляций. Мы собрали семь примеров, в которых мебель — это больше, чем просто мебель.
Диван-губы. Сальвадор Дали, 1937
Дали не ограничивал свое творчество холстом и маслом, он исследовал трансформацию реальности и с помощью других способов: фотографии, мультипликации, дизайна. В 1937 совместно с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой он создал кожаный ярко-красный диван, повторяющий форму губ секс-символа 30-х годов Мэт Уэст. Дали считал эту скандальную актрису эротическим памятником эпохи. Диван стал частью интерьерного портрета комнаты Мэй Уэст в музее Фигераса.
Кресло-ладонь. Педро Фридеберг, 1961
Знаменитое кресло появилось, когда мексиканский художник и убежденный сюрреалист Педро Фридеберг познакомился с талантливым плотником Хосе Гонсалесом. Первым результатом их совместной работы был столик, три деревянных ножки которого одновременно опирались на пол небольшими ступнями и подпирали стеклянную столешницу тремя руками. После этого Фридеберг решил развить идею руконогих предметов мебели и сделал целую серию кресел в форме ладони: стоящих на круглой ножке, на трех ступнях или на одной большой.
Шахматный столик. Александр Родченко, 1925
Знаменитый шахматный столик в конструктивистском стиле был частью интерьера Рабочего клуба, который Родченко разработал вместе со своими студентами для Международной выставки декоративных искусств в Париже. Возможность поворачивать доску, не вставая с места, шкатулки для хранения шахматных фигур прямо в подлокотниках, простые формы самих стульев — эта работа декларирует идею новой эстетики функциональности. Сейчас посмотреть на реконструкцию «Рабочего клуба» можно в Третьяковской галерее.
Фрагменты шкафа. Ханнес Ван Северен, 2005
Художник и скульптор Ханнес Ван Северен превращает большие платяные шкафы в сюрреалистическую массу, лишает их функциональности, но находит в этом классическом предмете мебели новый смысл и новую эстетическую ценность. При этом мы все еще видим перед собой шкаф, но понимаем, что он стал чем-то новым, находим для него другие интерпретации.
Табун мебели. Брайан Гоггин, 1994-1995
Еще один художник, который использовал мебель для создания сюрреалистичных инсталляций — Брайн Гоггин. В своей работе для Yerba Buena Gardens он переворачивает с ног на голову одно из основных свойств мебели — статичность — превращая столы из обычных предметов интерьера в динамичные и куда-то стремящиеся стаи. Словно дикие животные по холмам — эти журнальные столики прыгают по двору музея.
Кресло-осьминог. Массимо Риера, 2010
Кресло-осьминог испанского художника Массимо Риера появилась в рамках коллекции Animal Chair. Риера создал серию диванов и кресел в виде животных, стараясь запечатлеть красоту природы в каждом живом существе. Не совсем понятно, как с этой идеей сочетается материал обивки — натуральная кожа — но кресла выглядят действительно величественно. При этом диваны-носороги, кресла-лягушки и вся другая мебель этой коллекции осталась абсолютно функциональной.
Табуретки династии Цин. Ай Вэйвэй, 2013
Для выставки современного искусства в венеции великолепный Ай Вэйвэй собрал в китайских деревнях традиционные деревянные табуреты на трех ногах и с помощью незаметных сложных соединений заставили их парить в воздухе. Всего в этой работе использовано 887 табуретов династии Цин. Когда-то такой табурет, изготовленный мастерами вручную, был почти в каждой китайской семье. Теперь их заменила бездушная пластиковая мебель. С помощью этой инсталляции художник говорит со зрителем о яркой индивидуальности и самобытности, которая в современном Китае (да и во всем мире) попирается массовыми явлениями.