![От идеи до прототипа: KRHKOST — новый ковер Андрея Будько как осмысление хрупкости От идеи до прототипа: KRHKOST — новый ковер Андрея Будько как осмысление хрупкости](/upload/images/post/post_8552.jpg?1663616169)
От идеи до прототипа: KRHKOST — новый ковер Андрея Будько как осмысление хрупкости
Создавая каждый свой объект или коллекцию, дизайнер Андрей Будько глубоко погружается в процессы проработки концепции и производства. Так случилось и с недавним релизом – ковром KRHKOST, – который стал результатом размышлений о хрупкости моментов, мира, памяти и жизни. Мы спросили дизайнера об истоках новой коллекции, исследовании, которое за ней стоит, и планах на будущее.
Андрей Будько дизайнер
На Миланской неделе дизайна, которая прошла в июне этого года, Андрей Будько должен был представлять сразу несколько проектов — среди них было запланировано, например, обновление его геометрических ковров и новые эксперименты. Участие в выставке дизайнер отменил, но идею развития коллекции ковров не оставил — это положило начало исследованию, которое автор проводил в течение нескольких недель в рамках арт-резиденции в Белграде. Андрей взял за основу слово «хрупкость»: своими размышлениями на эту тему он регулярно делился в своем Telegram-канале. В результате дизайнеру удалось не просто определить будущее коврового проекта, но и разработать полноценную новую коллекцию из четырех изделий.
Получилась серия про хрупкость, в которой часть большого узора «раскалывается», и эти осколки обретают форму.
![KRHKOST — новый ковер Андрея Будько](/upload/images/post/post_8552_p1.jpg)
![KRHKOST — новый ковер Андрея Будько](/upload/images/post/post_8552_p2.jpg)
Идея и концепция
Проект, созданный Андреем во время арт-резиденции, стал концептуальным продолжением его дебютной серии, которую дизайнер впервые представил в 2018 году.
«Геометрическая коллекция для меня остается рассказанной не до конца. Ее прототипы я впервые показал на конкурсе SaloneSatellite Moscow в октябре 2018 года, где они заняли одно из призовых мест. Но это были прототипы; в проекте я тогда решил не все производственные вопросы. В Милан в 2019 году я повез двенадцатилапого леопарда Hear My Roooar. Там он победил в конкурсе SaloneSatellite x Rinascente, и я сосредоточился на доработке и развитии проекта, а уже в 2021 году показывал финальный вариант коллекции Hear My Roooar с татуировками, леопардовым принтом и камуфляжем».
Ковры в увеличенном размере (2x3 метра), цветовой палитре из двенадцати оттенков и с обновленными узорами Андрей должен был показать в июне на площадке Alcova. Планировался веселый стенд в виде «коврового алтаря», но мировые события внесли свои коррективы.
«Потом случилась моя летняя дизайн-резиденция в Белграде. На ней я решил поразмышлять о том, какой могла бы быть геометрическая коллекция сегодня. Это иллюстрация того, что бывает, если вовремя не поставить точку в творческом проекте, а откладывать его на годы вперед. Проект меняется и может уходить далеко от первоначальной задумки».
![первый эскиз «коврового алтаря» (осень, 2021)](/upload/images/post/post_8552_p3.jpg)
Первый эскиз «коврового алтаря» (осень, 2021)
![Андрей Будько уже делал «ковер из осколков». Проект был представлен на Стамбульской биеннале современного искусства в 2017 году](/upload/images/post/post_8552_p4.jpg)
Андрей Будько уже делал «ковер из осколков». Проект был представлен на Стамбульской биеннале современного искусства в 2017 году
От абстрактных размышлений к ковровым узорам
Работая над новой коллекцией, дизайнер сразу понимал, как будет применять свои творческие поиски к физической форме — геометрическому ковру. «Я подумал, что “хрупкость” — это лучшее слово, которым можно описать происходящее сейчас в мире, внутри, в моих проектах. Так я начал исследовать, какой бывает хрупкость, и у чего она бывает, как это звучит и ощущается, какие у этого последствия».
Чаще всего хрупкость означает, что нечто целое может разбиваться на части. Сам ковер физически не хрупкий, но он может зафиксировать хрупкость момента.
![Узор ковра KRHKOST](/upload/images/post/post_8552_p5.jpg)
Узор ковра KRHKOST
Часть геометрического узора ковра KRHKOST «разбивается» и снова собирается из осколков будто в детской игре. «Мне нравится эта отсылка к детству, потому для многих из нас ковер на стене был своеобразной игровой площадкой. Есть общее воспоминание поколения о том, как мы водим пальцем по ковру и в сложном узоре выделяем более простой. Здесь часть узора так же выделена формой осколков».
Процесс работы и развитие коллекции
Резиденция в Белграде помогла Андрею перестроить свою жизнь и рабочий график и начать активную работу над коллекцией. «Пространство галереи было поделено на шесть человек, где у каждого было свое рабочее место. Мне достались стол, красивый винтажный стул и несколько часов после обеда, когда я мог не думать о новостях, проблемах и рабочих задачах. Просто смотрел, читал, записывал, лепил и делал эскизы». Так как до выставки в Милане проект уже находился на первых стадиях разработки, производственные решения были готовы у дизайнера заранее, а переделать нужно было лишь часть концепции, узора и плана для презентации.
«С хрупкостью связана одна из двух главных тем европейской культуры — мифология о конечности привычного нам мира с последующим переходом во что-то новое (или хотя бы надеждой на этот переход). Для новых ковров я нарисовал четыре узора в четырех цветах и решил, что хотя бы один из них надо зафиксировать и выпустить как промежуточный итог».
![Ковер KRHKOST](/upload/images/post/post_8552_p6.jpg)
Войлочный ковер KRHKOST выполнен в белом цвете с осколками в виде косточек и рассказывает об уязвимости отдельного человека и мира в целом (хотя автор предлагает зрителю выбрать свою трактовку). Остальные три узора, которые появятся на других коврах из коллекции, будут связаны с иными последствиями хрупкости. Дизайнер расскажет о том, что осколки острые, а также о необратимых последствиях и об одновременном ощущении страха и надежды.
«Надеюсь показать эту коллекцию в Милане весной 2023 года. Хотя мой опыт работы с ковровым проектом показывает, что планы почти ничего не значат».
Все фотографии: Telegram-канал Андрея Будько Design Backstage.