Открытая планировка: Фрэнк Ллойд Райт и первые опенспейсы
Опенспейсы мало похожи на идеальное рабочее место: сотрудники таких офисов чаще болеют, хуже воспринимают информацию, теряют продуктивность, мотивацию и концентрацию. Британский журналист Джереми Паксман и вовсе уверен, что офис с открытой планировкой – это способ начальника дать понять подчиненным, что все они взаимозаменяемы, а значит и не очень-то ценны. Все это, впрочем, не мешает опенспейсам на протяжении более века оставаться самым популярным форматом рабочего пространства, а началось все с Фрэнка Ллойда Райта.
В 1906 открыло свои двери административное здание «Ларкин» в Нью-Йорке. Спроектированный Ллойдом Райтом для мыловаренной фабрики Larkin Soap Company офис компании был интересен множеством инноваций. Открытая планировка, стальная мебель, стеклянная дверь, прикрепленный к стене, а не установленный на пол унитаз (чтобы легче было вытирать пол), и впервые – кондиционирование воздуха – почти каждая широко используемая сегодня в офисном пространстве инновация была впервые опробована здесь. Единое пространство делили на зоны колонны: служащих рассаживали рядами за столы, и офис стал напоминать школьные классы, только без учителей. Надо сказать, Larkin Soap Company славилась своей корпоративной культурой, поэтому легко приняла нововведения. Увы, до наших дней первый опенспейс не сохранился – в 1950-м году здание снесли.
В 1939 году Фрэнк Ллойд Райт проектирует еще один «открытый» офис – Johnson Wax, здание управления компании S.C Johnson & Son в Винсконсине. Лишенный массивных колонн, он еще больше похож на современный опенспейс.
В 1958 году свой вклад в формирование истории современного опенспейса вложил другой великий архитектор – Людвиг Мис ван дер Роэ. Он спроектировал офисное здание Seagram в Нью-Йорке – почти такие же опенспейсы сегодня фигурируют в популярном сериале «Безумцы», действие которого происходит в 60-х годах XX века и строится вокруг работы рекламного Агентства «Стерлинг-Купер».
В том же виде опенспейс перекочевал в Европу, но до современного рабочего пространства ему все еще было далеко. Руководитель по-прежнему был отрезан от подчиненных (он работал в стеклянном кабинете с круговым обзором – чтобы контролировать процесс), болтовня между сотрудниками не поощрялась, а модель прижилась в основном из-за того, чтобы такая планировка обходилась дешевле полноценных кабинетов. Никакие преимущества современного опенспейса (в первую, очередь, возможность делиться своими идеями и быстро реагировать на поставленные задачи) не использовались до тех пор, пока в начале 1960-х годов в Берлине консалтинговая фирма Quickborner ни разработала новую концепцию, которую назвали «офисный ландшафт» (нем. Bürolandschaft).
На первый взгляд, в «офисном ландшафте» все столы разбросаны в беспорядке, под разным углом друг к другу, образуя рабочие зоны разной величины и конфигурации. На самом деле, в этом хаосе скрывается четкий порядок, основанный на детальном изучении взаимоотношений между различными департаментами и отдельными сотрудниками. Если в старых офисах болтовня сотрудников не поощрялась, то обстановка новых, напротив, побуждала их к обмену мнениями. Появился новый «социально-демократический» тип рабочего места: движение быстро стало популярным в странах северной Европы, Германии, Нидерландах и Скандинавии, – эти страны больше других ценили каждого отдельного сотрудника, заботились о нем с точки зрения здоровья и общего благополучия.
Фрагмент офиса Bürolandschaft
Появление офисов открытого типа было связано, в первую очередь, с возникновением большого количества офисных рабочих мест, и они все еще нуждались в модернизации. Посторонний шум, невозможность регулировать яркость света и температуру воздуха, отсутствие зон для спокойного разговора и тем более – уединения – эти задачи предстояло решить с помощью дизайна.
Так, в 1980-е в офисы пришли так называемые «горячие столы» – система организации работы, когда одно и то же рабочее место используют сразу несколько сотрудников, но в разное время. А в 1990-е появился «office hotel» – полностью обустроенный офис, который можно подобрать под конкретные запросы компании. В 2000-х годах опенспейс достиг своего совершенства – теперь в офисах не только стоят рабочие столы, но есть и места для отдыха, и прочие удовольствия, например, настольный хоккей или спортзал. Сами столы тоже трансформировались. Вместо привычных столов-парт это теперь и высокие стойки для работы стоя, и столы-трансформеры, которые можно легко адаптировать под конкретные задачи: беседы один на один, конференции или презентации (такие есть, например, в ассортименте шведской студии Stokke Austad, у стокгольмских дизайнеров Note Design и испанцев ACTIU). К созданию офисной мебели подключаются и звезды первой величины – свою первую линейку офисной мебели выпустил два года назад Том Форд.
Зона для отдыха, проект студии PEARSONLLOYD
И все же главная задача дизайнеров сегодня – обеспечить обитателям опенспейса личное пространство. Войлочные ширмы и перегородки, специальные зоны отдыха, мебель с высокими спинками, кресла и диваны, погрузиться в которые можно как в мягкий кокон – все это лишь малая часть мебели для уединений. Мы не знаем, что придет на смену опенспейсам (вероятно, полный отказ от каких-либо офисов) и когда личное пространство снова будет в приоритете, но пока у нас есть дизайнерские решения, которые помогают почувствовать себя наедине с собой даже в шуме окружающего мира, и это (до поры) делает существование в опенспейсе комфортнее, чем когда бы то ни было.