Кресло Ghost: форма, лишенная цвета
«Ghost — это как бы душа мебели, чистая форма, лишенная цвета и деталей», – говорила Чини Боэри, одна из первых женщин-архитекторов, которая и придумала уникальное кресло из гнутого стекла. Призрачному предмету в этом году исполняется 30 лет.
Кресло, которое сегодня входит в коллекции многочисленных музеев мира – от Музея прикладного искусства в Монреале до Национальной галереи современного искусства в Риме – увидело свет в 1987 году. Представленное на Мебельной выставке в Милане, оно получило награду, как самый инновационный продукт года. Первое в своем роде, оно выполнено из цельного куска литого стекла толщиной 12 миллиметров. Визуально невесомая конструкция выдерживает вес до 150 кг. Ghost стал результатом скрупулезных исследований Чини Боэри: бросив вызов миру технологий, который традиционно осваивали мужчины, она подчинила себе прочное стекло, научилась придавать ему форму по собственному желанию. Чтобы получилось стеклянное кресло, в цельном листе материала сначала прорезают отверстия, а затем его нагревают и сгибают – процесс требует точности до миллиметра. «Проектирование — это радость, но и обязательство», — не уставала повторять Боэри. Практичность предмета для нее всегда была на первом месте.
Чтобы в 1987 году реализовать амбициозный проект итальянского архитектора, были привлечены миллионные инвестиции. Воплотить эфемерную мечту в полноценный продукт взялась уже заявившая о себе стекольная фабрика Fiam — она была известна своими революционными разработками. Шутка ли, в 1982 году, чтобы сделать столик Hydra по эскизам Массимо Мороцци, стекольщики Fiam даже изобрели специальное оборудование, которое разрезало стекло гидроабразивной струей со скоростью, в три раза превышающей скорость звука.
Чини Боэри на кресле Ghost
Несмотря на обилие эффектных и намертво запоминающихся предметов мебели в арсенале фабрики, кресло Ghost стало флагманом бренда, причем Витторио Ливи, создатель и владелец компании Fiam Italia, видел в нем не только инновацию материала и формы, но и более глубокий смысл. «Кресло Ghost, – говорил он, – вызывает ощущение возврата в материнскую утробу. Располагаясь на нем, мы освобождаемся от всех комплексов, накопившихся в душе. Именно поэтому, впервые увидев это творение, испытываешь чувство страха».
Создатель кресла, амбициозная итальянка (на момент создания кресла ей было уже 63 года), выражалась более прозаично. Она говорила: «Предметы дизайна должны сами выражать свое назначение, будучи одновременно полезными и необходимыми». Боэри была уверена в том, что главный компонент дизайна – это логичность, поэтому хороший дизайн всегда функционален, практичен и интуитивно понятен. Ее работа состояла в том, чтобы разрабатывать такие вещи, аналогов которым еще нет, а точнее «вещи, которые нужны, но которых пока не существует».
Уникальность кресла состоит еще и в том, что, благодаря материалу, из которого оно изготовлено, оно вписывается буквально в любой интерьер. Прозрачность стекла, его проницаемость для света, блеск и способность «преломлять пространство» придают ему особенную легкость и пластичность в различных интерьерах, от классики до модерна.
Ghost в интерьере
Технология без души – ничто, и чтобы создать настоящее произведение искусства, необходимо вдохнуть в материю дух. Ghost это дух, душа, призрачная тень, и только стекло способно превратить это абстрактное понятие в физический объект. Сегодня знаменитое кресло это куда больше, чем просто предмет мебели. Ghost это бессмертный продукт, актуальный и современный, который стал символом красоты и творческого гения.
На мебельной выставке iSaloni, которая пройдет в Милане 4-9 апреля, кресло Ghost представят в мини-версии. Дизайнеры, которые сотрудничают с Fiam, переосмыслят знаменитый символ времени и покажут свои вариации на тему легендарного стеклянного кресла. Проект будет реализован при содействии таких крупных компаний, как AGC Glass Europe, Biesse Group, Fiandre и Oece.