Кубизм и сюрреализм: мебель и предметы, вдохновленные искусством
Изобразительное искусство – великий источник вдохновения, а когда речь заходит о дизайне тем более: все-таки дизайн и искусство тесно связаны, а порой буквально идут рука об руку. Смотрим, как современные дизайнеры интерпретируют разные направления изобразительного искусства в своих предметах мебели и мелочах для дома.
Сюрреализм
Апеллировать к сюрреализму непросто. Это мир аллюзий и парадоксальных форм, и воплотить их в дизайне совсем не просто, предмет ведь, в первую очередь, должен быть функциональным. Но кое-кому это все-таки удается. Так, дизайнеры BD Barcelona Design выпустили целую коллекцию мебели, посвященной самому известному сюрреалисту – Сальвадору Дали. Приуроченная к 110-летию со дня рождения живописца она включается самые причудливые столики, лампы и кресла. Один из самых красивых предметов коллекции – кресло-скульптура Leda, которое идет в комплексе с длинным столом. Декорированные крошечный ножками и ручками они выглядят так, словно чудаковатые существа с полотен Дали, и это неудивительно: каждый предмет вдохновлен чертежами и набросками великого сюрреалиста. Самый необычный предмет коллекции – столик, сделанный из белоснежного или черного ягненка – на выбор. Сам Дали фанатично любил таксидермию, и даже хранил дома несколько чучел, в том числе, привезенной из Барселоны жутковатой гориллы.
Коллекция BD Barcelona Design, посвященная Сальвадору Дали
В отличии от BD Barcelona Design, Луис Генри Бюрман обратился не к готовым зарисовкам Дали, а к самым основам сюрреализма. Результатом творческого союза лондонского дизайнера родом из ЮАР и принципов искусства 1920-х годов стала скамейка-сороконожка Shongololo («шонгололос» – это африканское название сороконожки). Скамейка полностью сделана вручную. Основа – их ореха, обивка – из красной кожи мурены. Все пятьдесят шесть ножек вырезаны вручную и создают впечатление, будто Shongololo – живое существо, стремительно перебирающее всеми своими конечностями.
Скамейка-сороконожка Shongololo Луиса Генри Бюрмана
Поп-арт
Поп-арт, как направление в изобразительном искусстве, вдохновляло многих дизайнеров: от членов группы «Мемфис» в 1980-х до эпатажного дизайнерского дуэта Studio Job в наши дни. Мебель в стиле поп-арт, как правило, яркая, часто нестандартных форм, вызывающая и броская – идеальный акцент в интерьере. Поп-арт в дизайне это нестареющий тренд, который только приобретает с каждым новом сезоном свои вариации и интерпретации. Все началось с красно-белого кресла-яйца датского функционалиста Арне Якобсен, а чуть более полувека спустя эту тему обыгрывает дизайнер Кристиан Жийон. Для бренда Alessi он разрабатывает целую серию предметов, вдохновленной поп-артом и «яичной символикой».
Кристиан Жийон для Alessi
Но самые яркие современные пропагандисты эстетики поп-арт – бельгийцы Studio Job. Они берут на заметку главный принцип эпатажного искусства 1960-х – использование образов массовой культуры – и трансформируют его в предметы коллекционного дизайна. Стулья, диваны и лампы, выпущенные ограниченным тиражом, имеют вид гамбургеров и хот-догов (для бренда Seletti), бананов и кактусов (для Gufram). Одна из последних работ бельгийских дизайнеров – коллаборация с итальянским производителем плитки Mirage. Вдохновленная эстетикой поп-арта она имитирует старые деревянные полы, уложенные узором «елочка».
Studio Job для Seletti
Бренд Kartell берет за основу не поп-арт сам по себе, а поп-арт в интерпретации группы «Мемфис». Чтобы представить свою коллекцию A tribute to Memphis, созданную в качестве знака уважения группе Memphis и его основателю Этторе Соттсассу, они даже переоформили 140 своих шоу-румов по всему миру. Окна были выкрашены в яркие цвета в духе поп-арта с оригинальными узорами в духе Memphis. В качестве основных оттенков – кислотно-желтый, оранжевый и ярко-розовый. Орнаменты повторяли новую обивку мягкой мебели коллекции A tribute to Memphis.
Kartell и A tribute to Memphis
Кубизм
«Даже в школе, – говорят испанские дизайнеры Хуан и Палома Гарридо, – мы восхищались кубизмом как невероятно инновационным направлением в искусстве, а повзрослев, решили попробовать применить его принципы на практике». В Мадриде дизайнеры открыли свою галерею предметов – столов, ламп, стеллажей и кресел, – которые выглядят как функциональные скульптуры. Ломаные формы и множество острых углов не лишают предметы грациозности: дизайнеры долго бились над геометрией своей мебели, но в конечном счете остались довольны результатом. Сегодня в галерее можно увидеть журнальный столик из нержавеющей стали, столик из трех пород дерева и со стеклянной столешницей, стеллаж из грецкого ореха, лампу из алюминия и стол, позолоченный 24-каратным золотом. Все предметы выглядят так, будто их разломали на кусочки, а затем в произвольном порядке собрали заново.
Мебель дизайнеров Juan and Paloma Garrido
Конструктивизм
Строгие формы конструктивизма роднят предметы мебели, выполненные в этом стиле, с архитектурой. Но образы 1920-х годов вдохновляют дизайнеров не только на создание столов, стеллажей и кресел, но и на всевозможные узоры – на текстиле и обоях. Так, обои из коллекции Cube Star бренда Coral это многосоставные геометрические звезды, которые складываются в бесконечное количество узоров – будто смотришь в калейдоскоп. Бренд Gourji, в свою очередь, вдохновляется не столько конструктивизмом самим по себе, сколько творчеством одного из его основоположников – Малевича. Их шелковый платок так и называется: «Мотивы произведений Малевича».
Обои Coral из коллекции Cube Star
Шелковый платок «Мотивы произведений Малевича», Gourji
Мебель в стиле конструктивизма – это, в первую очередь, практичность и выверенная гармония формы и цвета. В ней нет ничего лишнего: только прямые, как по линейке, линии и чистота цвета. Вместе с тем, это делает предмет скучным: нужный эффект достигается, в том числе, за счет контрастных материалов. Так, в образе конструктивистского табурета бренда Formafantasma гармонично сочетаются базальт, медь и текстиль, что дает не только разнообразие текстур, но и богатство цвета. Впрочем, один из самых популярных материалов – алюминий и сталь, которую дизайнеры окрашивают в самые яркие цвета. Именно цвет компенсирует простоту формы стального столика FK12 Fortyforty дизайнера Фердинанда Крамера.
Табурет из серии De Natura Fossilium бренда Formafantasma
Стальной столик FK12 Fortyforty дизайнера Фердинанда Крамера
Российские дизайнеры – не исключение. К новаторским течениям в искусстве начала двадцатого столетия отсылает коллекции светильников Geometric, придуманная дизайнером Екатериной Елизаровой и реализованная чешской фабрикой Preciosa. Как можно догадаться, Свое название коллекция получила благодаря простоте, или «геометричности» формы элементов светильников – стеклянного цилиндра и латунного основания, квадратного в сечении. Акцент сделан на латунном основании – цельном, теплом и монохромном, контрастном в композиции с эфемерным стеклом, на котором играет бликами солнце. Стеклянный цилиндр представлен в нескольких вариантах огранки: в виде круговых линий, клетки и ромбов. Светильники Geometric будут впервые представлены на выставке iSaloni Moscow.
Светильники Geometric Екатерины Елизаровой