Детский мир: игровые площадки в проектах современных архитекторов
Идеальная игровая площадка – место не только для игры, но и для развития. Она должна быть красивой и интересной, должна стимулировать воображение и творческое мышление, а еще – прививать вкус. Рассказываем, как с этой задачей справляются современные архитекторы и художники, от Флорентина Хофмана до Snøhetta.
Проект Kraken Флорентина Хофмана
Голландский художник Флорентин Хофман хорошо известен своими огромными скульптурами животных, от гигантской резиновой уточки в Японии до монументальных кроликов и обезьян в Швеции. Для приморского городка в окрестностях китайского Шэньчжэня он (совместно с шанхайской командой UAP Studio) разработал функциональный игровой проект – гигантского осьминога из вязаной сетки. Дети могу забираться в щупальца осьминога, карабкаться внутри них, изучая структуру строения. Внутри осьминожьей головы находится игровая площадка, где можно передохнуть (или, наоборот, побегать и попрыгать) прежде, чем вылезать обратно. Вместе с детьми дружелюбное морское существо стали исследовать и взрослые – выглядит это действительно очень увлекательно. Скульптура получила название Kraken и стал настоящей достопримечательностью города.
Вязаный крокодил Агаты Олек
Немного похожий проект реализовала несколькими годами ранее польская художница Агата Олек – главный специалист по вязанию, которая то полностью обвяжет розовой пряжей дом в Скандинавии, то аквалангиста, то вот крокодила в Сан-Пауло. Справедливости ради стоит сказать, что проект самой площадки полячке не принадлежит (его сделала художница художницей Марсия Мария Беневенто), Олек лишь придумала обвязать игровую площадку пряжей: частично акрилом из Северной Каролины, частично бразильскими лентами – как символ мультикультурности проекта. Проект был временным, но даже и за короткий срок успел обрести популярность, особенно у детей.
Проект игровой площадки Etre Design
Японские архитекторы Etre Design ли придерживаться более прочных материалов. Для проекта игровой площадки в детском саду в Токио построили волнообразное пространство из бетона. Дети могут бегать, скользить или взбираться по белым изогнутым стенам – для этого в них сделали круглые отверстия, за которые можно цепляться руками. В отверстия вставили цветные стекла. Они не только в целом оживляют пространство, но и, подсвеченные солнцем, игриво ложатся цветными – желтыми, зелеными, красными и синими – кругами на пол и стены. Для дождливых дней предусмотрена мобильная крыша – она смещается под влиянием погоды. Архитекторы уверены, игра на такой площадке будет позволит ребенку выплескивать свою бьющую через край энергию, будет стимулировать развитие его творческого воображения и приучит малыша к по-японски сдержанному минимализму.
Проект детской площадки Юн Игараши и YCAM Interlab
Еще один японец, Юн Игараши, тоже использовал в своем проекте образ волны. Игровую площадку он проектировал вместе с архитекторами бюро YCAM Interlab. В качестве основного материала выбрали натуральную древесину местного производства. Главным в работе над проектом было внедрить новое пространство в лесной массив парка деревьев в Саппоро и сделать это максимально органично. «Это что-то вроде симуляции леса, – объясняет главный архитектор проекта. – Пусть дети играют в естественной природной среде, пусть развивают свое воображение и придумывают новые виды игр, вдохновляясь в том числе лесом». К реализации проекта подошли со всей серьезностью: предварительно собрали в парке детей и попросили их описать желанную площадку для игры. Видимо, большинство высказалось за горки.
Внутри игровой башни по проекту Snøhetta
И все-таки больше дети, кажется, любят лазить. По крайней мере, так решили архитекторы бюро Snøhetta. Разрабатывая проект игровой башни в австрийском Ваттенсе, они придумали позволить детям залезать на высоту четырех этажей (чуть более 14 метров), карабкаясь по сетке выше и выше. Тем малышам, кому альпинизм не слишком интересен, понравится и просто раскачиваться на веревках, или прыгать на сетке как на батуте – архитекторы уверены, что уводить с игровой площадки детей придется силой, настолько им будет интересно. Сама игровая башня сделана полностью из стекла, ее фасад составляют 160 прозрачных граней, ни одна из которых не повторяется.
Игровая площадка Interlace архитекторов Carve
Грамотно вписать мир ребенка во «взрослое» пространство – не самая простая задача. Голландские архитекторы Carve решили ее по-своему. Их игровая площадка Interlace в Сингапуре – это окружающие ее дома (проект бюро OMA) в миниатюре. «Играть значит учиться подражать, – уверены архитекторы. – Пока большинство детских площадок контрастируют со своим окружением, мы решили построить такое пространство, которое гармонично впишется в окружающий его городской ландшафт». В основе их проекта – четыре контейнера, которые повторяют форму высотных домов на заднем плане. Внутри контейнеров – всевозможные лабиринты и сетки для лазания. Закрытая структура дает детям ощущение невидимости и защищает их от плохих погодных условий: дождя, сильного ветра или солнца. Перфорация на фасаде блоков делает среду внутри очень комфортной для игр.
В 2015 году архитекторы Assemble получили премию Тёрнера за свой проект детской игровой площадки в стиле брутализм. Сконструированная из пенополиуретана, она отсылала к образу послевоенной архитектуры Британии. Внушительные бетонные здания, которые появились в тот период, обходились относительно недорого (что было особенно актуально в послевоенное время) и воплощали собой безоговорочную антибуржуазность. Детские площадки в бетонных жилых комплексах соответствовали эстетике всего здания и выглядели не только изобретательно и небезопасно. Коллектив архитекторов Assemble хоть и воссоздал в своем проекте геометрическую строгость оригинала, заменил бетон на более мягкий пенополиуретан – это позволяет рассмотреть формальные характеристики объекта отдельно от его материала. В этом году проект выставляли в музее Vitra, и детям он, кажется, понравился.