Игра со светом: как архитекторы используют естественное освещение
Дневной свет это, во-первых, отличный художник (кто из нас не засматривался на выразительно брошенные тени), а еще – эффективный инструмент архитектора. Пионер светового дизайна Уильям Лам (1924-2012) в своей книге Sunlighting as Formgiver («Свет как конструктор») одним из первых начал рассматривать дневной свет гораздо шире, нежели просто способ сэкономить на электричестве, и сегодня архитекторы знают множество способов реализовать весь огромный потенциал солнечного света. Несмотря на то, что главная их цель это по-прежнему снижение энергозатрат, встречаются и по-настоящему захватывающие проекты.
Исследователи Сиобан Роккасл и Мэрилин Андерсен демонстрируют возможности и изменчивость дневного света с помощью впечатляющего исследования для Федеральной политехнической школы EPFL в Лозанне. Их цель – проследить, как дневной свет меняется в течение дня: как меняются его направленность и интенсивность.
Для этого исследователи проанализировали многочисленные примеры современной архитектуры и, учитывая как прямой солнечный свет, так и рассеянный свет в пасмурную погоду, выделили три варианта освещения с помощью дневного света, которые используют архитекторы: контрастный свет, среднее по интенсивности освещение и рассеянный свет.
Контрастное освещение
Четкие драматичные тени возникают благодаря дневному свету, проникающему в пространство сверху или сбоку. Так выглядит, например, Kogod Courtyard – проект сэра Нормана Фостера, реализованный в пространстве Национальной портретной галереи в Вашингтоне. Крышу из стекла и стали, которая волной накрывает открытый двор, стоит увидеть в разное время суток. В первую половину дня свет бросает четкую решетку теней на стены старинного здания, в пасмурную погоду потолок кажется непрозрачным, а на закате двойное стекло фильтрует свет в атмосферное и несколько потустороннее свечение.
Похожий прием использовали в проекте Центральной библиотеки Сиэтла архитекторы OMA и SANAA – в проекте школы дизайна Zollverein в Эссене. Четкие фасадные структуры создают интенсивные тени, которые движутся в течение дня. Большие окна пропускают внутрь свет почти такой же яркий, что и снаружи. Если окна меньше, эффект получает аналогичный, но рисунок теней – более тонкий, при высоком мастерстве архитектора даже кружевной. Один из лучших примеров, когда яркий контрастный свет проникает в здание через множество крошечных окошек, – проект Лувра Абу-Даби архитектора Жана Нувеля. Таким способом архитектор обыгрывает в проекте здания образ арабской деревянной решетки машрабии.
Среднее по интенсивности освещение
Если архитектор хочет сделать естественное освещение не слишком контрастным, он использует частично прямой свет, частично – косвенный. Освещение таких пространств, вне зависимости от времени суток, не бывает слишком контрастным, но и тусклым тоже не становится – балансирует на грани. Такой прием, в частности, использует Мис ван дер Роэ в проекте своего знаменитого дома Фарнсуорт, более известного как «Стеклянный дом». Несмотря на то, что фасад дома практически полностью сделан из стекла, и освещение в помещении меняется в зависимости от времени суток, контрастные тени не нарушают геометрию выверенного пространства.
Еще один пример – туристическо-водный комплекс «Термы Вальс», проект швейцарца Петера Цумтора. Благодаря необычной геометрии здания архитектору удалось достигнуть оптимального компромисса между светом, направленным четкими полосами, и рассеянным светом и сделать освещение пространства активным, но настолько сильно, как это реализовано в библиотеки Сиэтла. Аналогичный пример игры с линиями света использует американский деконструктивист Даниэль Либескинд в проекте Имперского военного музея в Лондоне. Они помогают архитектору задать пространству определенное настроение.
Рассеянное освещение
Диффузное освещение позволяет избежать интенсивного контраста и перемены освещения в зависимости от положения солнца в течение дня. Архитектор Стивен Холл добивается этого эффекта с помощью необычной геометрии крыши здания – сложные конструкции пропускают, но рассеивают проходящий сквозь окна свет. Непрямой солнечный свет освещает также залы Художественного музея Атланты по проекту Ренцо Пиано. Несмотря на то, что на крыше здания находится множество небольших окошек, все они словно прикрыты высокими капюшонами, благодаря чему свет падает на напрямую, а отражаясь от поверхности «капюшона».
И все же, самый яркий пример использования диффузного освещения – в проекте японца Сигэру Бана, который получил название Naked House, или «Голый дом». Стеклянные стены здесь – от пола до потолка, но освещение не яркое, а приглушенно-мягкое и позволяет почувствовать себя словно парящим в облаке.
Узнать подробнее о проекте Сиобхан Роккасл и Мэрилин Андерсенс можно из их статьи Celebrating Contrast and Daylight Variability in Contemporary Architectural Design: A Typological Approach.