Эстетика советского модернизма в квартире на Красной Пресне
Екатерина Сванидзе и Екатерина Любарская из дизайн-бюро DVEKATI неоднократно оформляли интерьер с отсылкой к советскому наследию, и в этот раз у них снова получилась убедительная история.
- Город: Москва
- Площадь: 90 кв. м
- Дизайн: DVEKATI
- Фото: Полина Полудкина
Этот проект архитекторам заказала пара с ребенком-школьником. Долгое время семья жила за городом, но, устав от ежедневных пробок, заказчики купили квартиру в центре Москвы, на Пресне. Квартира находится в бывшем ведомственном, «цековском», кирпичном доме, построенном в конце 1960-х. Эстетика советской эпохи здесь все еще чувствуется: жильцы дома – та самая московская интеллигенция, которая оберегает статус дома.
Несмотря на то, что заказчики дали архитекторам карт-бланш, воссоздавать типично советский интерьер DVEKATI не стали.
В дизайне под копирку нет никакой ценности. Да и все-таки владельцы квартиры уже прожили в той специфической эпохе сознательный отрезок своей жизни. Нам, наоборот, хотелось уйти от буквальности и, деликатно заглянув в прошлое, спроектировать современный интерьер, отражающий свое время.
Планировка
План с расстановкой мебели.
Работа над интерьером началась с перепланировки. Организовать в двухкомнатной квартире две изолированные спальни и общественную зону кухни-гостиной можно было только полностью перекроив пространство.
За счет присоединения лоджии архитектором удалось сделать просторную зону кухни-гостиной-столовой.
Отказавшись от газа, архитекторы спроектировали компактную кухонную зону в бывшей прихожей. Теперь она плавно перетекает в гостиную-столовую. Это решение позволило выиграть дополнительное место для второй изолированной комнаты: спальню родителей обустроили на площади старой кухни. Все три лоджии присоединили к жилому пространству, тем самым увеличив полезные метры квартиры.
Рациональная планировка также позволила организовать в приватной зоне ванную комнату и мини-постирочную, а при входе в квартиру – гостевой санузел и гардеробную: их спрятали в графитовом кубе.
Кухонный гарнитур и остров спроектированы в студии DVEKATI.
Верхние модули из МДФ окрашены в тон стен – прием, который всегда работает, если нужно растворить мебель в интерьере. В острове, созданном по проекту архитекторов, также есть отверстие для домашнего растения. А еще – удобные ящики для хранения кухонной утвари.
Интерьер и решения
Палитра и контекст
Оформляя интерьер, архитекторы, прежде всего, хотели, чтобы он естественно вписался в окружающий исторический контекст.
При знакомстве с проектом нас очаровал и тихий московский дворик, утопающий в зелени каштанов, и подъезд, сохранивший оригинальную модернистскую входную группу в алюминиевой расстекловке. – Деревянный картотечный шкаф для корреспонденции вместо привычных почтовых ящиков, алое и герань в горшках, советская метлахская плитка на полу… Думаю, излишне дальше уточнять, чем мы вдохновлялись при создании этого интерьера.
Палитру интерьера архитекторам подсказали 1970-е годы. Часть стен в квартире покрыли краской ностальгического зеленого цвета. Но это уже не тот оттенок, который был в каждой типовой советской квартире, а другой – свежий, найденный в палитре немецкого бренда Historia & Harmonie. Много в интерьере и серых тонов – они перекликаются с московским небом за окном.
Напольная лампа Funicili испанского бренда Marset. Его создатель – Луис Поркерас – любит простые и функциональные вещи.
Вообще, намеков на советскую эпоху в проекте немало. Например, узор на обоях в гостиной и спальне отчетливо напоминает первые советские телевизоры, а серый керамогранит на кухне (Caesar) и графичная плитка в санузле и прихожей (Equipe) по-новому интерпретируют традиционное напольное покрытие в советских интерьерах.
Нетривиальное, но вполне предсказуемое решение от архитекторов, которые любят делать ставку на нестандартные приемы в отделке, – облицовка стен в гостиной и детской розовым туфом. Этот природный материал часто используют в отделке фасадов. В тон ему авторы проекта подобрали керамическую плитку кораллового цвета (коллекция Artisan, Equipe). В прихожей ею облицевали скамейку, в гостевом санузле – столешницу, а в ванной комнате – стены.
Винтажную советскую табуретку архитекторы нашли во время демонтажа в другом проекте.
Мы – за унификацию материалов. Единая отделка в интерьере – это не только отличный прием, объединяющий разные пространства, но и один из главных принципов архитектурного модернизма. Во всех жилых помещениях на пол мы положили ковровое покрытие Balta Nature Design. Да, ковролин часто считают непрактичным «пылесборником», но на самом деле это стереотип – современный материал имеет высокий класс эксплуатации, хотя, конечно, как и любое другое покрытие нуждается в периодическом уходе.Екатерина Сванидзе, Екатерина Любарская
Сухую логику досконально продуманного интерьера архитекторы смягчили полукруглыми арками и текстильными перегородками: одна отделяет общественную зону от приватной, вторая – маскирует блок с постирочной. Дверей, кроме входной, в проекте нет.
Картина в технике маркетри на стене – винтаж из коллекции DVEKATI, она отлично вписалась в интерьер. На столешнице – винтажные солонка и перечница. Дизайнеры нашли их на Avito.
Текстильные перегородки вместо дверей – отличное решение для небольшого метража.
Ту же задачу решают теплые охристые тона деревянных элементов. Подоконное пространство в гостиной обшили панелями из полированного шпона ясеня. Конструкция сделана по чертежам архитекторов. Ее дизайн не только идеально вписался в интерьер с точки зрения концепции (помните, цвет советских сервантов и трюмо?), но и идеально справился с функциональной нагрузкой: столешница служит компактной рабочей поверхностью.
Отсек для цветов – это отсылка к модернистской традиции делать на фасадах домов интегрированные кашпо для озеленения, в них можно выращивать цветы или пряные травы. Екатерина Сванидзе
В центре гостиной – диван Unique датского бренда Innovation Living. Идеален для компактных пространств.
Гостиная и кухня
Концепция оформления пространства гостиной – привет из 1970-х. В центре – комфортная зона отдыха с мебелью плавных, округлых форм. В качестве акцентов – синие и красные цвета, выделяющиеся на нейтральном фоне. Легкая и эргономичная пластмассовая мебель, в данном случае, стулья ИКЕА, и фантазийный светильник Formakami по дизайну испанца Хайме Айона – тоже как нельзя кстати.
Обеденный стол сделан по эскизам архитекторов, стулья нашли в ИКЕА. Они сделаны из переработанного пластика и древесины. В багете на стене – упаковочная бумага, которую архитекторы купили в Музее современного искусства «Гараж». Настольная лампа – IKEA PC 2017.
Дизайнерские бренды премиум-класса в этом интерьере архитекторы виртуозно сочетают не только с демократичными решениями от ИКЕА, но и с винтажными находками. Например, столик E1027 из стальных трубок авторства Эйлин Грей авторы проекта нашли на винтажном складе без столешницы и отреставрировали. А вот старые советские бра с керамическим основанием – наследство от прежних хозяев квартиры.
Синее винтажное кресло – находка архитекторов. Его отреставрировали и вписали в интерьер.
Еще один декоративный элемент в центре гостиной – колонна, этакий оммаж модернистским принципам архитектуры Ле Корбюзье.
Рисунок на колонне можно менять при помощи цветного скотча. Мы даже оставили своим заказчикам несколько разноцветных рулонов. Екатерина Любарская
Предметы
Детская комната
Кровать-чердак сделана из металлических трубок разного диаметра по чертежам архитекторов. Рабочий стол и светильник – IKEA.
Поскольку интерьер без индивидуальных решений рискует стать шаблонным и безликим, спроектированной по эскизам архитектором мебели в проекте достаточно. Это и кухонный гарнитур с лаконичным, но функциональным островом, и обеденный стол с подстольем из ясеня, и практически все наполнение детской (рабочий стол купили в ИКЕА).
Предметы
Спальня
В спальне, как и в гостиной, на пол постелили тканное безворсовое покрытие природного оттенка из коллекции Nature Design, Balta. Мягкое изголовье выполнено на заказ по эскизам DVEKATI из итальянской искусственной замши алькантара.
Чтобы визуально сделать спальню просторнее, стены не стали окрашивать до потолка. Белый кант «приподнимает» потолок.
Шкаф в спальне выкрасили в цвет стены, тем самым растворив его в интерьере спальни. Комод – Woodi.
В спальне по чертежам архитекторов сделана кровать с подъемным механизмом и системой хранения. Кстати, ее размещение на одном уровне с подоконником – идея заказчиков. Архитекторам она пришлась по душе, и сразу родилась идея разместить кровать на подиуме. Дизайн мягкого изголовья, которое отлично перекликается со спиной выполняющего роль прикроватной тумбочки стула (дебютный проект участника детского архитектурного кружка), также принадлежит авторам проекта. Похоже, не только дьявол, но и гений кроется в деталях.
Предметы
Ванная комната и гостевой санузел
Ванная комната. Подстолье с полкой и двумя раковинами Catino Doppio, Cielo; черные смесители, Bongio; овальное зеркало Hub, Umbra. Бра над зеркалом – советский винтаж. Отделка стен – испанская керамическая плитка Artisan и черно-белая плитка Caprice Deco Origami, все – Equipe.
Гостевой санузел. Кирпич на стене – старинный. Его очистили и покрасили белой краской. Графичная керамическая плитка – Caprice Deco Origami, Equipe. Потолочный светильник из ротанга, IKEA. Декор столешницы – керамическая плитка из коллекции Artisan. Бра, Faro; зеркало, IKEA; раковина, фабрика Cielo; черные смесители, Bongio.
Прихожая. Дизайн зеркала — DVEKATI. Шкафчик для ключей и мелочей – IKEA. Скамейка для прихожей сделана по эскизам DVEKATI и облицована керамической плиткой из коллекции Artesan, Equipe.