Путешествие во времени от Марио Кучинелла: новый музей искусств в миланском дворце XIX века
Фонд Luigi Rovati открыл в Милане новый музей, в котором представлены археологические сокровища древних цивилизаций. Обширное собрание артефактов теперь занимает пространства дворца Bocconi-Rizzoli-Carraro, обновление и организацию которых доверили студии Марио Кучинелла. Архитекторы бережно адаптировали исторические интерьеры и придумали целый подземный лабиринт, где можно перенестись на тысячелетия назад.
Контекст
Палаццо Bocconi-Rizzoli-Carraro XIX века постройки расположен в самом сердце Милана, в районе Порта-Венеция. Роскошные интерьеры дворца стали домом для археологической коллекции фонда Luigi Rovati, которую команда задумала в 2016 году. Благодаря сотрудничеству с итальянскими и международными партнерами собрание выросло до 2000 экспонатов, от этрусских артефактов до ваз и драгоценных камней. Однако ключевой задачей фонда стало создание не просто места для демонстрации объектов, а центра знаний, открытого и интересного для общества. Чтобы добиться желаемого результата, только лишь модернизировать историческое палаццо оказалось недостаточно: команда Mario Cucinella Architects отвечало за перепланировку, расширение и проектирование новых подземных помещений.
Нескучные пространственные решения
Архитектурная концепция музея отталкивается от истории самого здания — его модификаций, живших в нем семей и культурного контекста, в котором оно существовало. Команда полностью адаптировала сооружение под потребности динамичного современного музея. Заходя в палаццо, гости попадают в просторный вестибюль на первом этаже, откуда также можно заглянуть в книжный магазин, кафе-бистро и сад во внутреннем дворике. Верхние уровни заняли зоны для временных выставок, библиотека, конференц-зал и ресторан (как и в случае с бистро, за его оформление отвечала студия интерьерного дизайна Flaviano Capriotti Architetti).
Выставочные залы на верхних этажах. Фото: Giovanni De Sandre
Во всех этих помещениях сохранилось большое количество старинных деталей, от деревянных панелей и позолоченных дверей до мраморных каминов и высоких зеркал восемнадцатого века. Архитекторы бережно восстановили их и использовали для формирования диалога с артефактами этрусской эпохи.
Мы хотели создать музей, открытый для всех. Пространство, в которое всегда можно зайти, осмотреться и поболтать — как в простой, но изысканной «городской гостиной».
Внутренний двор. Фото: Giovanni De Sandre
Но главная изюминка нового музея – большое подземное пространство – открывается для посетителей постепенно. Спуститься в три круглые комнаты и большой овальный зал можно по лестнице из камня Pietra Forte Fiorentina, расположенной у главного входа. Здесь архитекторы хотели создать мистическую обстановку: в полумраке можно разглядеть 30 000 сегментов из того же песчаника, спроектированных и собранных таким образом, чтобы привносить ощущение непрерывности, единства и текучести. Кроме того, каменные плиты выполняют и важную функциональную роль, сглаживая неравномерную акустику подземного помещения.
Пространства подземного уровня. Фото: Giovanni De Sandre
Помимо оформления интерьера, Марио Кучинелла отвечал и за организацию выставочных пространств. Архитектор вновь постарался сделать все элементы частью единого повествования. Создать захватывающий пользовательский опыт помогло сочетание истории, археологии, дизайна, архитектуры и цифровых технологий. В результате все древние артефакты представлены в больших стеклянных витринах, между которыми посетители могут свободно перемещаться, не следуя жесткому музейному маршруту.
Музей вносит весомый вклад в культурную жизнь Милана. Главное, что я хотел отразить в проекте с его непрерывным пространственным повествованием — синхронность разных эпох. Важно было создать диалог между древним и современным, и неважно, основан он на противопоставлении или на сходстве.
Фото: Giovanni De Sandre
Ответственное строительство
Особое внимание в проекте команда Марио Кучинелла уделила устойчивым решениям. Среди них — сокращение потребления воды и энергии, которого удалось достичь в том числе благодаря фотоэлектрической системе, спрятанной под крышей внутри здания. Проектирование пространств под землей тоже потребовало ответственного подхода: строительство длилось пять лет, и все это время конструктивные элементы здания подвешивались на стальных микропилах. Работая сверху вниз, команда осуществила раскопки под существующим фундаментом, выемку грунта и удаление нескольких тысяч кубических метров почвы.
Главный фасад здания. Фото: Giovanni De Sandre
Фото на обложке: Giovanni De Sandre, Fondazione Luigi Rovati.