Возрождение забытого ремесла: текстильная фабрика и общественное пространство в Бахрейне
Швейцарскому архитектору Леопольду Банчини поручили спроектировать текстильную фабрику и социальное пространство для мастеров деревни Бани-Джамра. На культуру этого небольшого поселения, расположенного на северо-западе Бахрейна, значительное влияние оказало сельское хозяйство – выращивание финиковых пальм, – а также постепенно вымирающее традиционное ткачество. Студия Банчини использовала локальный контекст как основу архитектурной концепции, чтобы создать чувствительное к окружающему ландшафту здание.
Проект текстильной фабрики Al Naseej отражает философию работы швейцарца Леопольда Банчини и органично вписывается в портфолио его одноименной студии. Приверженец природных материалов и архитектуры, которая реагирует на контекст места, он реализует проекты с использованием натурального и вторичного сырья; с фокусом на простоту и открытость. В работе над пространством в деревне Бани-Джамра Банчини еще больше углубился в принципы локальности, сделав их основой дизайн-концепции.
Переосмысление традиций
Фабрика Al Naseej стала частью масштабного проекта Бахрейна, направленного на возрождение традиционных ремесел и отраслей промышленности по всей стране. Команде студии Леопольда Банчини предстояло построить здание, в котором местные мастера могли бы не только работать, но и проводить время в неформальной обстановке.
Деревня Бани-Джамра известна своими богатыми традициями земледелия и ткачества: еще до открытия в стране нефти здесь было особенно распространено выращивание финиковых деревьев и редкие техники изготовления тканей, которые за последние время пришли в упадок.
Структуры из плетеных пальмовых листьев, созданные в технике arish
Чтобы внести свой вклад в восстановление древнего ремесла, архитектор обратился к распространенному в регионе традиционному методу строительства arish. Техника подразумевает использование сухих листьев финиковых деревьев для создания прочных структур. Другой прием, к которому часто прибегали локальные строители, связан с выкапыванием небольших углублений в земле для создания более удобного ткацкого рабочего места.
С опорой на этот метод Леопольд Банчини спроектировал деревянную решетчатую конструкцию, тянущуюся по всему участку. Затем структуру наполняли панелями из стекла и сплетенных между собой листьев финиковых пальм, благодаря чему все пространство получилось открытым — интерьер и экстерьер здесь не имеют границ и поэтому мягко сливаются воедино.
Здание выполнено из материалов, доступных в регионе; оно опирается на местные строительные и ремесленные традиции и прославляет их. Затененная структура, обилие зелени и зоны отдыха создают умиротворенный ландшафт для жителей деревни.
Архитектор переосмыслил и традиционные ямы, в которых работали мастера. В пространстве фабрики Al Naseej они выглядят как геометрические углубления в каменной поверхности пола. Теперь местные ткачи могут работать здесь за деревянным станком, изготавливая гобелены и текстильные изделия. При этом деревянные и пальмовые панели, выступающие навесом постройки, создают теневую зону и приятный микроклимат. С этой же целью вокруг здания команда высадила пальмы, а внутри разместила бассейны с водой. На всей территории фабрики можно заметить узкие колонны и балки, которые не только выполняют функцию организации пространства, но и отсылают к плантациям финиковых пальм на севере страны.
Студия старалась задействовать в проекте минимальное количество материалов: массив дерева и стекло дополнены плетеными пальмовыми структурами, сотканными в соседней мастерской, и плиткой терраццо, созданной вручную на небольшой локальной фабрике.
Архитектура проекта отражает процессы строительства. Материалы показаны такими, какие они есть, без дополнительного декоративного слоя или отделки.
Пространственное устройство фабрики способствует продвижению и развитию утраченной ремесленной техники: наряду с рабочими помещениями здесь есть зоны для общественных собраний, куда могут приходить жители деревни, а также сувенирный магазин.
Все фото: Dylan Perrenoud.