Деликатный диалог наследия и современности: обновление Центральной станции метро в Сиднее
Central Station — один из самых оживленных транспортных узлов сиднейской системы метрополитена, который позволяет жителям быстрее перемещаться между центром мегаполиса и близлежащими пригородами. В то же время станция, построенная в 1906-1921 годах, считается яркой архитектурной достопримечательностью города. Над адаптацией исторической структуры к современному ритму жизни работала британская студия John McAslan + Partners в сотрудничестве с локальным бюро Woods Bagot, по проекту которых недавно открылось пространство Northern Concourse.
Главная задача Northern Concourse (или северного вестибюля) — облегчить для пассажиров пересадку между пригородными поездами и метро на Центральной станции. Чтобы добиться этой цели, архитекторы спроектировали дополнительную платформу, а также новое общественное пространство. По словам команды John McAslan + Partners, проект обеспечит более плавный пассажиропоток — к слову, в течение ближайших двух десятилетий здесь планируют обслуживать около 450 000 людей в день. Однако в этом проекте архитекторы стремились не только расширить практическую функцию инфраструктуры городского транспорта и увеличить пропускную способность, но и возродить жизнь вокруг вокзала, наделив его статусом обновленной достопримечательности Сиднея.
Архивные фотографии Центрального вокзала в Сиднее
Ведущие города мира, в том числе Сидней, находятся под чрезвычайным давлением с точки зрения развития транспортной инфраструктуры, связанной с городской структурой. Поскольку подавляющее большинство поездов Сиднея в настоящее время прибывают на Центральный вокзал, эта пересадочная станция выполняет важнейшую функцию и формирует впечатление о городе.
При разработке структуры студия опиралась на свой известный проект — реконструкцию вокзала Кингс-Кросс в Лондоне, завершившуюся более десяти лет назад. Как и в случае с этой работой, здесь команда решила интегрировать современную выразительную структуру в оригинальную архитектуру эдвардианской эпохи и соседствующее с ней здание из песчаника Central Electric, построенное в 1936 году.
Фото: John McAslan + Partners
Все реализованные в проекте решения отвечают общей цели — создать ощущение простора и открытости, обеспечить простоту навигации и добиться привлекательного визуального впечатления.
Главной особенностью нового северного вестибюля стала сводчатая крыша площадью более 2400 квадратных метров с облицовкой из белого алюминия с порошковым покрытием — скульптурный объект деликатно вступает в диалог с исторической постройкой в классическом стиле. Попасть в это общественное пространство можно по эскалаторам, лестницам и лифтам, ведущим вниз с платформы на уровне земли. Благодаря большим мансардным окнам на изогнутой конструкции, напоминающим по форме воздушного змея, в вестибюль попадает естественный свет, усиливающий ощущение простора и воздуха.
Фото: Brett Boardman
Еще одна деталь, интегрированная для достижения этой цели, — вертикальные жалюзи, примыкающие к изогнутой крыше и нависающие над платформой, наполняя вестибюль потоком свежего воздуха. В рамках проекта архитекторы не только разработали современную технологическую структуру, но и отреставрировали каменные фасады и сохранившиеся детали здания Central Electric.
Фото: Brett Boardman
Кроме того, команда предусмотрела возможность безопасного демонтажа всей схемы без ущерба для первоначальной конструкции — этого удалось добиться благодаря легкости исполнения.
Фото: Brett Boardman
Таким образом, новая крыша нависает над существующим зданием, буквально обрамляя его изнутри и перекрывая снаружи — этот прием учитывает историческое наследие и при этом расширяет масштаб и возможности крытого пространства. Northern Concourse — это лишь часть более масштабной инициативы по трансформации Центральной станции, однако команда проекта надеется, что у них получилось реализовать запоминающуюся концепцию, способную сформировать идентичность вокзала.
Фото на обложке: Brett Boardman.