Reggio School в Мадриде: школа как экосистема для исследования и экспериментов
Архитектор Андрес Жак и команда его студии OFFPOLINN реализовали проект, который бросает вызов общепринятым представлениям об образовательных пространствах. Дизайн школы Reggio в окрестностях Мадрида выступает в роли третьего учителя – после преподавателей и самих детей, – развивая любознательность юных студентов и поощряя их тягу к самостоятельному исследованию среды вокруг.
Концепция проекта: гармония преподавания и архитектуры
Архитектурной концепции и пространственному наполнению школы Reggio уделено не меньше внимания, чем преподавательскому составу или образовательной программе. Команда учреждения называет своей главной миссией создание и развитие современного типа школы — такого, который ориентирован не на постоянный контроль и унификацию, а на приглашение детей к самостоятельному изучению и получению увлекательного повседневного опыта.
За реализацию задумки отвечала студия Office for Political Innovation (OFFPOLINN), базирующаяся в Нью-Йорке и Мадриде. Ее основатель Андрес Жак придерживается концепции, в которой архитектура — это вмешательство в устоявшуюся, сложную структуру отношений. Проекты на стыке дизайна, сильной исследовательской базы и инклюзивности для команды не в новинку, поэтому метод архитекторов во многом совпал с ценностями школы.
Андрес Жак архитектор, основатель студии
Office for Political InnovationДизайн-концепция школы Reggio основана на идее о том, что архитектурная среда может пробуждать в детях тягу к исследованиям. Здание воспринимается как сложная экосистема: она позволяет ученикам самостоятельно управлять образовательным процессом, расширяет их возможности и помогает лучше справляться с непредсказуемыми вызовами жизни.
Фасад Reggio School в Мадриде
Архитектура и пространство
Школа представляет собой цельное пространство, каждый элемент которого подходит для процесса обучения и познания. Задуманное как вертикальная последовательность, здание состоит из нескольких уровней: от нижнего, рассчитанного на самых маленьких учеников, до верхнего, где занимаются студенты старших классов.
Пространство устраняет различия между учениками и преподавателями, а ключевым методом образования становится получение индивидуального опыта.
Нижний уровень и вертикальная ориентация здания
Каждый этаж школы символизирует этапы постепенного процесса взросления: первый находится на уровне земли и совмещен с окружающим ландшафтом, а на втором расположены резервуары для воды — они питают внутренний сад, который захватывает и верхние этажи. Наконец, классы на последних уровнях размещены вокруг этой импровизированной теплицы. С помощью такой пространственной организации архитекторы предлагают ученикам самостоятельно и в компании сверстников исследовать многогранную экосистему школы.
Сердцем здания выступает центральное пространство — площадь. Здесь, на главной общественной площадке школы, дети и учителя могут проводить уроки, собрания и мероприятия, а также заниматься спортом — все это в тесном взаимодействии с природным ландшафтом, бережно интегрированным в помещение.
Архитекторы нарочно не стали скрывать конструктивные элементы здания: по их задумке промышленные структуры, такие как механические системы, трубы, провода и решетки, помогают детям лучше осознавать визуальную и материальную обстановку, в которой они существуют.
Центральный атриум с садом; прилегающие пространства
Необычное сочетание материалов и элементов конструкции – венчающих сооружение небольших двускатных крыш и окон-иллюминаторов, – создает игривый, почти мультяшный облик здания.
Экологический контекст
Проект студии Office for Political Innovation тесно связан с устойчивыми практиками в архитектуре. Так, команда внедрила целый ряд решений, которые помогают снизить негативное воздействие строительства на окружающую среду.
- Вертикальная ориентация здания, которая уменьшает занимаемую им площадь земли, требует меньше фундамента и снижает стоимость отделки фасадов.
- Сокращение материалов и строительных элементов. Архитекторы распределили механические и теплоизоляционные системы таким образом, чтобы снизить количество конструктивных деталей и добиться эстетики «голого здания».
- Использование натуральной пробки. 80% этого материала, использованные в проекте, обеспечивают оптимальный температурный режим внутри здания и тем самым снижают затраты на потребление энергии.
Слияние с природой стало важным аспектом не только в пространственном устройстве здания, но и в процессе строительства. Например, в фасадах из пробки со временем будет накапливаться органический материал, который затем станет средой обитания для различных микроорганизмов, местной флоры и фауны.
Все фото: José Hevia.