Из мельницы в культурную площадку: реконструкция зернохранилища Automatic Mills по проекту Prokš Přikryl Architekti
В чешском городе Пардубице открылся комплекс Automatic Mills — общественное пространство, занимающее монументальное промышленное здание начала прошлого века. Реконструкцию одной из его пристроек – зернохранилища – и ее трансформацию в современную и многофункциональную городскую локацию одноименный фонд доверил локальной студии Prokš Přikryl Architekti. Команда наполнила сооружение новыми функциями и при этом сохранила его архитектурную самобытность.
Здание, с которым предстояло работать студии Prokš Přikryl Architekti, было построено в 1909 году по проекту чешского архитектора Йозефа Гочара. Именно ему принадлежит идея эклектичного микса кирпичного фасада с контрастными геометрическими узорами и зубчатой крыши. В 1924 году к основным мельницам добавилась пристройка — зернохранилище. В таком виде промышленный комплекс на берегу реки Хрудимка функционировал на протяжении более ста лет, пока в 2016 году команда Automatic Mills Foundation не поручила проект реконструкции исторической локации местным архитекторам.
Возрождение комплекса
Проект Prokš Přikryl Architekti затронул непосредственно зернохранилище. Ключевой задачей авторов концепции стала замена его промышленной функции, закрепленной за ним в течение века, на социальную. В частности, команда решила открыть для публики до этого спрятанное устройство индустриального комплекса посредством активации цокольного этажа по обе стороны постройки. Архитекторы с чуткостью и уважением отнеслись к оригинальным планировочным решениям, предложенным Гочаром. Например, сооружение по-прежнему пронизано единым коммуникационным ядром – холлом, – однако теперь он также интегрирован в бывшее машинное отделение на пятом этаже.
Нашей основной целью в этом проекте стало развитие здания во всей его рациональности и монументальности.
Команда также сохранила исторический фасад здания — единственным крупным изменением его внешнего облика стало удаление нескольких секций стен на первом уровне. Такое решение позволило сформировать полуоткрытое общественное пространство, которое плавно сливается с главной площадью. В то же время это позволило архитекторам визуально открыть нижнюю часть бетонных зернохранилищ — теперь они выполняют функцию скульптурного навеса. Серия взаимосвязанных помещений внутри обновленного промышленного пространства напоминает бункеры, а попасть в них посетители могут по решетчатым стальным дорожкам.
Чтобы не смещать акцент с яркого и узорчатого кирпичного фасада, для отделки внутренних помещения команда использовала сдержанную палитру цветов и материалов. В интерьере преобладают приглушенные белые, серые и металлизированные оттенки, а также сохранены все оригинальные поверхности. К примеру, нетронутыми остались даже покрытые патиной перегородки и элементы с видимыми следами от шурупов и сверл. Таким образом авторам проекта удалось создать визуальное напряжение между прошлым и настоящим и динамичный диалог фактур разных эпох.
Студия подбирала материалы так, чтобы они гармонично вписывались в первоначальную структуру зернохранилища. Именно поэтому в реконструированном сооружении преобладают необработанный бетон, оцинкованная сталь и плитка, напоминающие о промышленном прошлом комплекса.
Переоборудованное зернохранилище стало частью масштабного культурного квартала, который возводится по инициативе фонда на территории промышленного здания. В нем расположены художественные галереи, мастерские и другие культурные пространства, каждое со своей яркой идентичностью, соединенные друг с другом кирпичным «ковром». Благодаря реконструкции теперь здесь возможно проводить театральные представления и лекции, образовательные и культурные мероприятия.
Еще одним важным изменением, реализованным командой студии, стало добавление павильона из бетона и стали на крыше. Внутри него разместился открытый бар, гостям которого открывается панорамный вид на реку и город.
Портрет архитекторов: © PROKŠ PŘIKRYL ARCHITEKTI Все фото: Petr Polák.