Коллаж из знаний: как выглядит библиотека Международной гимназии Сколково по проекту бюро FORM
Гибкость, удобство, свобода и игра — ключевые принципы, которые легли в основу концепции обновленной библиотеки при гимназии Сколково. Команда бюро FORM пересмотрела привычное устройство этого помещения школы, сравнив его с коллажом: подобно кусочкам бумаги, пространство «собирается» из различных адаптивных и функциональных элементов. Мы узнали у архитекторов проекта, как они адаптировали библиотеку к потребностям сотрудников и детей и каким получился результат.
Контекст
Команде бюро предстояло работать с уже существующей библиотекой: пространство находилось в открытом атриуме, а потому нуждалось в многочисленных технических доработках и обновлениях. К примеру, сами библиотекари попросили архитекторов увеличить количество систем хранения книжного фонда, а также сделать их места работы в зоне ресепшн более удобными. Кроме того, было необходимо тщательно поработать с акустикой и светом: нестандартное расположение создавало лишние шумы, а круглые лампы — не совсем подходящее освещение. Еще одной проблемой оказались стеллажи: тяжеловесные конструкции без колесиков было трудно передвигать.
Пространство активно использовалось не только для хранения и чтения книг, но и для внеклассных занятий: это своеобразная «общественная гостиная» гимназии, в которой параллельно проводятся встречи, совещания и другие активности.
Дизайн-концепция
Эстетика проекта отчасти навеяна работами Анри Матисса — французский художник, как известно, славился своими яркими аппликациями. За основу колористической палитры команда взяла фирменные цвета Сколково – зеленый, оранжевый и синий, – но использовала их более спокойные вариации, которые сильно изменили образ пространства и помогли создать комфортную визуальную обстановку.
Нам хотелось создать место, которое стало бы самым излюбленным среди учеников и сотрудников, куда им хотелось бы приходить. Библиотека представлялась нам в какой-то степени игровой и гибкой зоной: так мы пришли к ассоциации с коллажом. Ведь именно с помощью этой техники вырезания и приклеивания фигур дети знакомятся с понятием композиции и пониманием пространства. Мы представили библиотеку как коллаж, который собирается из множества совершенно разных элементов.Почему именно такая метафора? Для нас образ современной библиотеки ассоциируется с коллажем еще и потому, что ребенок, который туда приходит, формирует свой собственный багаж знаний из отдельных кусочков информации. Также мы обратили внимание на трансформацию таких пространств. Сегодня их формат перерождается, они превращаются в места для обмена знаниями, у них появляются новые функции.
Функциональные и технические особенности
Одним из главных функциональных нововведений пространства стала расстановка стеллажей: теперь они полностью просматриваемы для библиотекарей. Практически все предметы в проекте изготовлены по авторским эскизам архитекторов. Все стеллажи мобильные, поэтому их положение можно легко менять, создавая новые зоны для различных целей. Таким же адаптивным задуман и мягкий диван змеевидной формы — команда с большим трудом привезла его из-за границы. Объект состоит из нескольких модулей, которые при желании можно перестраивать. В этой зоне можно заметить еще одну отсылку к коллажу — вставку линолеума синего цвета. Ее неровные края создают ощущение, будто элемент вырезан ножницами.
Библиотека, вопреки всем правилам, находится в самом шумном пространстве школы, поэтому мы долго искали оптимальное решение, чтобы нивелировать звуковые волны.
Чтобы снизить воздействие шума, команда решила обработать перекрытия атриума специальной пористой краской, а также тщательно выстроить систему вертикальных панелей. Кроме того, чтобы звук уходил наверх, архитекторы подняли уровень ограждающих конструкций, при этом сохранив их визуальную легкость и прозрачность. Дополнительно изолировать пространство с визуальной точки зрения и создать ощущение приватности помогли пленка и металлическая стена. Последняя также служит эффектным решением для экспонирования работ учеников благодаря системе встроенных полок.
Библиотека всегда была значимым местом для гимназии. В результате редизайна она получила новый индивидуальный стиль и дополнительную функциональность. Использование мобильных стеллажей позволяет организовать несколько мероприятий в одно время так, чтобы группы или занимающиеся индивидуально ребята не мешали друг другу. Здесь есть полезные навесные панно, которые мы задействуем в различных выставочных проектах. По ощущениям самих специалистов Информационно-библиотечного центра, в таком пространстве работать очень интересно. Более удобная зона выдачи книг создает дополнительный комфорт в работе с читателями. Мы уверены, что мало школьных библиотек в России имеют такие пространства, где созданы необходимые условия как для читателей, так и для сотрудников.
Все фото: Сергей Ананьев.