Интерпретация городского контекста в новом ключе: библиотека в Брессаноне
Во что можно превратить бывшие здания финансового учреждения, суда и тюрьмы? Свой ответ на этот вопрос предложила команда итальянского трио Carlana Mezzalira Pentimalli: архитекторы построили в Бриксене (или Брессаноне) городскую библиотеку. Новый комплекс тесно связан с локальным контекстом, формируя мостик между прошлым города в Южном Тироле и его настоящим.
Открывшаяся в прошлом году городская достопримечательность стала домом для местной библиотеки, которая с момента своего основания в 1984 году накопила собрание из 36 000 книг. Однако команда Carlana Mezzalira Pentimalli стремилась создать не просто безликое здание для хранения коллекции, а пространство для поощрения человеческих взаимоотношений, обмена опытом и переплетения культур.
Carlana Mezzalira Pentimalli: архитектура для людей
Мишель Карлана, Лука Меццалира и Курцио Пентималли основали совместную практику в 2010-м году. За это время творческое трио реализовало проекты в родной Италии и других странах, в каждом из которых команда ориентировалась прежде всего на формирование или укрепление взаимодействия людей при помощи архитектуры.
Локальная команда уже работала с городским ландшафтом Брессаноне: так, совсем неподалеку от новой библиотеки расположено здание музыкальной школы Wunderkammer. Вне зависимости от проекта архитекторы опираются на несколько ключевых принципов — выстраивание бережного диалога с традициями, синергии прошлого и современного, а также создание долговечной и органичной структуры.
Преображение Брессаноне
Взяв за основу принцип переосмысления существующей архитектуры, студия решила объединить три важные для Бриксена городские структуры в единое культурное простраство. Так зародилась концепция Kulturbaum («дерево культуры») — проекта, который выстраивает новое повествование на месте бывших зданий суда, тюрьмы и налоговой полиции.
Мы сравниваем комплекс библиотеки с деревом: его связующая инфраструктура опирается своими бетонными «ветвями» на соседние здания, устанавливая неразрывную связь между старым и новым.
Здание представляет собой двойную оболочку из стен и деревянных панелей, внутри которой разместились основные служебные помещения с книжными стеллажами, столами и местами для сидения. Заходя в библиотеку, посетители оказываются в просторном четырехэтажном зале, откуда можно попасть в тематические комнаты и многофункциональные зоны для мероприятий. В прилегающих корпусах архитекторы разместили складские помещения, офисы и детский зал. Внутренние пространства отвечают основным требованиям современной публичной библиотеки: каждое помещение имеет ярко выраженную индивидуальность, оставаясь при этом гибким и адаптивным.
Из-за первоначально разных функций зданий, которые заняла библиотека, команде пришлось сгладить разницу в высоте потолков. Так, в качестве компенсации здесь установлены небольшие уклоны, которые позволили не жертвовать практичностью помещений. Однако многие существующие структуры приобрели в концепции архитекторов вторую жизнь. Например, закрытая пожарная лестница, которая служила аварийным выходом в здании суда, теперь соединяет первый этаж с мансардой нового комплекса, контрастируя с отделанными белой штукатуркой интерьерами.
Еще одним объединяющим элементом комплекса зданий стал свет. Он проникает в пространства через переосмысленные в современном ключе эркеры на фасадах, которые перекликаются с городским пейзажем, а также два больших мансардных окна. Естественное освещение необходимо библиотеке не только для комфортного чтения посетителей, но и для сохранения книг: к примеру, чтобы солнечные лучи пересекали все здание по вертикали, архитекторы внедрили в проект систему убирающихся потолков. Кроме того, команда поработала над окружающим здание ландшафтом — здесь появился небольшой дворик с зоной кафе и газоном.
Мы хотели сделать новую библиотеку в Бриксене городской гостиной, без которой было бы невозможно представить его центр. В результате здание функционирует как полноценное общественное пространство, а специально подобранная мебель органично интегрируется в интерьер и перекликается с экстерьером.
Все фото: Marco Cappelletti.Портрет архитекторов: Enrico Rizzato.