Какой должна быть инфраструктура для автотуризма: образцовые кейсы из мировой практики
Автотуризм переживает новый виток популярности как в России, так и во всем мире — во многом благодаря повышению качества самих дорог и развитию сервисной инфраструктуры. Однако площадки для отдыха все еще остаются «слепой зоной» на трассе. В качестве ориентира архитектор Гульнара Сафарова предлагает обратить внимание на примеры из практики скандинавских и австралийских бюро: подробнее о семи показательных проектах она рассказала в колонке для Design Mate.
Гульнара Сафарова архитектор общественных пространств, основатель творческой лаборатории Safarova+, преподаватель в Британской высшей школе дизайна
Вдоль одного из самых оживленных маршрутов страны – «М4-Дон» – расстилаются поразительно красивые пейзажи: поля пшеницы или пестреющий желтым рапс, раскидистые подсолнухи или уходящие за горизонт виноградники. Но даже завораживающий природный ландшафт не вызывает у путешественников желания остановиться: часто специально оборудованные для этого места выглядят непривлекательно и неухоженно, а альтернативы заправкам или кафе на дороге просто нет. Вместе с тем существует и кардинально иной подход к организации инфраструктуры для автотуризма. Особенно интересны работы скандинавских архитекторов, которые бережно относятся к природе, окружающей такие места. Также стоит обратить внимание на проекты австралийских специалистов: они решают аналогичные задачи в совсем других климатических условиях.
Смотровая площадка Сторбергет и зона остановки для отдыха в Норвегии Pushak
Фото: Archtic Drone & Photography
Национальные туристические маршруты — это дороги, проходящие на фоне красивейших природных пейзажей Норвегии. Вдоль них спроектировано несколько остановок для отдыха и смотровых площадок, чтобы подчеркнуть определенные достопримечательности и виды или обозначить отправную точку для пеших прогулок по ландшафту. В создании стоянок вдоль этих маршрутов принимали участие ведущие норвежские архитектурные бюро, и в итоге их работы стали эталонными с точки зрение эстетики и качества исполнения.
Фото: Archtic Drone & Photography
Так, смотровая площадка Сторбергет отмечает начало 66-километрового национального туристического маршрута Хавёйсунд — участка дороги, на котором команда PUSHAK также спроектировала остановки для отдыха в Лилле-фьорде и Сне-фьорде. Бетонная плита светлого оттенка повторяет изгиб вершины холма и будто парит в воздухе, не касаясь земли. Она состоит из двух уровней со встроенными деревянными скамейками, где посетители могут насладиться видом или побродить по вересковой пустоши. Гравийная дорожка соединяет смотровую площадку с парковкой и главной дорогой. Это архитектурное решение лаконично; оно не выпячивает себя, но помогает путешественникам проникнуться красотой окружающей природы, раскрывая виды на нее с разных высот и точек обзора.
Зона отдыха Крекке в Норвегии Lala Tøyen, Pushak
Фото: Ivan Brodey
Крекке — это место, где можно остановиться и отдохнуть на главной дороге, проходящей через Гудбрандсдален, но это также и парковая зона для местного сообщества Фаванг, Рингебу. Сервисные функции расположены внутри насыпи, которая служит шумозагродительным барьером между парком и шоссе. Дневной свет проникает во внутреннюю часть зоны отдыха через световое окно в форме призмы, которое выступает из верхней части сооружения.
Фото: Ivan Brodey
Парк и зоны отдыха спускаются от набережной к реке Гудбрандсдалслёген, а отмеченная фонарями дорожка ведет прямо от зоны обслуживания к берегу реки. Гудбрандсдалслёген ежегодно затапливает пойму, но фонари на довольно высоких мачтах всегда находятся выше уровня воды, так что по ним даже можно определять уровень наводнения. Шумозащитный барьер поддерживается бетонными стенами, отлитыми на месте с использованием вертикальной деревянной опалубки, фактура которой отпечаталась на бетоне, как в лучших образцах архитектуры брутализма. Стены изогнуты внутрь, в сторону набережной, чтобы освободить место для небольшого здания с подсобными помещениями. Санузел и небольшое складское помещение расположены за ширмой из сосновых столбов, рядом с зоной отдыха с питьевым фонтанчиком и небольшим амфитеатром.
Остановка грузовиков в Джилонге BKK Architects
Фото: John Gollings
Компания VicRoads разработала стратегию создания зон отдыха, которая направлена на снижение количества происшествий. Ключевая цель проекта — создать интересную и привлекательную архитектуру, которая, помимо утилитарных функций с зонами для перекуса и детскими площадками, побуждала бы водителей останавливаться и отдыхать.
При приближении силуэт здания зоны отдыха в Джилонге напоминает городскую башню с часами или церковный шпиль. Расположенные внутри ландшафта автострады и видимые издалека, они кажутся необычными и привлекают внимание. Внутри помещения красочные и яркие, что позволяет лучше прочувствовать дух здания. Этот проект превращает обычное в нечто знаковое и запоминающееся. Новые здания придают этому месту индивидуальность и ощущение места, резко отличаясь от повторяющихся элементов дороги.
Фото: John Gollings
При этом вся электроэнергия вырабатывается солнечными панелями, расположенными над навесом для автомобилей, и обеспечивает освещение и питание насосов и генераторов. Высаженные на территории остановки эвкалипты не только дают тень и создают контраст с монотонным плоским дорожным ландшафтом, но и отвечают за соразмерность человеку, так необходимую для более комфортного восприятия архитектуры. Для отделки были выбраны достаточно простые и универсальные материалы, которые требуют регулярной покраски или полировки. Удобство в уходе — важный фактор для таких объектов. Поэтому бетон с естественным внешним видом идеально соответствует этому требованию и широко используется в подобных местах.
Зона отдыха Стрёмбу в Норвегии Carl-Viggo Hølmebakk
Фото: Courtesy of Carl-Viggo Hølmebakk
Придорожная зона отдыха Стрёмбу (Strømbu Rest Area) расположена в в регионе Хедмарк, неподалеку от национального парка Рондане. Этот объект представляет собой пример удачного сочетания современной архитектуры, функциональности и глубокого уважения к природному окружению.
42-километровая туристическая дорога Рондейн проходит по восточному склону одноименных гор от Эндена на юге до Фолдала на севере. Центр расположен примерно в середине этого маршрута и служит отправной точкой для любителей горных походов. Наличие двух групп пользователей сыграло важную роль в планировке. Для путешествующих на автомобиле важно познакомиться с природой и горами за несколько минут, а для пеших туристов нужно обеспечить комфортное возвращение к цивилизации после нескольких дней, проведённых в дикой природе.
Со стороны парковки к террасе на крышу ведет озелененный склон с лестницами и пандусом. На севере находится тихая комната для отдыха с камином и видом на лесистую местность у реки. Также здесь предусмотрены места для парковки, зоны для пикников, общественные туалеты и информационные стенды, рассказывающие о местной природе и достопримечательностях.
Фото: Courtesy of Carl-Viggo Hølmebakk
Вся территория представляет собой замкнутый контур с двумя выходами на главную дорогу. Парковка, пешеходные дорожки и здания расположены вдоль этого контура и приподняты на уровень весеннего паводка, примерно на один метр выше естественного рельефа. Это создаёт чёткое разделение между созданной руками человека средой и естественной природой. Сама геометрия и объёмы зданий являются отсылкой к окружающему горному ландшафту. Возможно, именно поэтому проект воспринимается как непрерывный диалог между этими двумя формами окружения — естественным и искусственным.
Зона отдыха Нименхарью в Финляндии Studio Puisto
Фото: Marc Goodwin
Зона отдыха Ниеменхарью расположена на шоссе E75, которое тянется от Греции на юге Европы до мыса Нордкап на севере. После долгой поездки это идеальное место, чтобы остановиться на ночь и насладиться окружающей природой. Ниеменхарью находится в живописном месте рядом с большим прудом и горной грядой, граничащей с озером Колима, которое образовалось еще в Ледниковый период. Здесь можно отдохнуть от вождения и полюбоваться прекрасным видом на воду. Навес обеспечивает укрытие как для заправки, так и для пешеходной зоны.
Зона отдыха Calder Woodburn в Австралии BKK Architects
Фото: John Gollings
Эта зона отдыха также расположена в штате Виктория в Австралии. Она была названа в честь Кальдера Вудберна, австралийского пилота Второй мировой войны, который погиб в 1942 году. Парк был создан как мемориал в его честь, а также как место отдыха для водителей и путешественников, перемещающихся по одной из главных транспортных артерий Австралии. Посетители могут остановиться на пути к столам для пикника и прочитать табличку на фоне озеленения, напоминающего об аналогичных аллеях в городских скверах. Мемориальная стела и таблички увековечивают память о Вудберне, создавая ощущение связи с историей Австралии.
При этом архитектура подчеркнуто утилитарна. Здесь установлены устойчивые к погодным условиям столы и скамейки, а инфраструктура минимизирована для снижения затрат на обслуживание. Вместе с тем зона отвечает современным стандартам удобства для путешественников, включая доступность для людей с ограниченными возможностями.
Фото: John Gollings
Цилиндрические блоки напоминают сборные элементы, используемые при строительстве дорог и мостов. Внутренние перегородки выполнены из ярко окрашенных глазурованных кирпичей, которые создают визуальный контраст с простой бетонной оболочкой. Calder Woodburn Rest Area демонстрирует, как простая придорожная инфраструктура может сочетать практичность с культурной значимостью, становясь символом уважения к истории и создавая необходимые удобства для автотуристов.
Зона отдыха в Лилле-Фьорде и пешеходный мост Pushak
Фото: Pushak
Зона отдыха в Лилле-Фьорде (Lillefjord Rest Area) — это еще один уникальный архитектурный объект, расположенный в Норвегии вдоль одного из туристических маршрутов. Она является частью национального туристического маршрута Хавейсунд, который идет через суровые, но живописные северные пейзажи. Отсюда начинается тропа, ведущая к водопаду в конце ущелья.
Фото: Pushak
Зона отдыха известна своим минималистичным дизайном и впечатляющим пешеходным мостом, который гармонично вписывается в окружающую природу. Мост служит указателем направления к тропе и в то же время выполняет все необходимые утилитарные функции — позволяет путешественникам перейти через небольшой впадающий во фьорд ручей. Сама конструкция выполнена из стали с минималистичными перилами, которые обеспечивают безопасность, но не перекрывают вид на окружающий ландшафт. Изгибы моста следуют контурам местности, создавая ощущение, что он является частью природного окружения. Используемые материалы, такие как сталь, бетон и дерево, выдержаны в естественной цветовой гамме. Мост был построен с минимальным вмешательством в окружающую среду и не нарушает первозданную красоту природы этого региона.
На обложке: зона отдыха Calder Woodburn в Австралии, BKK Architects. Фото: John Gollings.