Симбиоз художника и архитектора: пространство выставки «НИИ ФИЛАРЕТОВА» в ММОМА по проекту бюро BERNASKONI
До 30 июня в ММОМА можно увидеть первый персональный проект художницы из Санкт-Петербурга Елены Филаретовой. Разработкой концепции, дизайна и архитектуры выставки «НИИ ФИЛАРЕТОВА» занимался основатель междисциплинарного бюро BERNASKONI Борис Бернаскони: он совместил в себе сразу несколько ролей, от куратора до модератора тотальной коллабораци. Рассказываем, что ждет зрителей на каждом из двух этажей здания на Гоголевском бульваре и как разные зоны экспозиции отражают концепцию творчества художницы.
Выставка как архитектурный проект
К выставочной деятельности Борис Бернаскони подходит с такой же ответственностью и интенсивностью, как и к проектированию здания. В большинстве случаев архитектор рассматривает любой объект, будь то магазин, квартира, загородный дом или офисное здание, как музейное пространство. «Меня очень увлекает эта тема, потому что музей — это типология с открытым кодом. У него нет ограничений: единственная рамка связана с механизмом функционирования музейного здания как программы», — рассказывает Борис.
Елена Филаретова и Борис Бернаскони. Фото: Варвара Кижаева
Для меня создание экспозиции — это скорее не про дизайн, а про полноценный архитектурный проект. У музея есть пространство; у этого пространства есть определенные параметры; у самой выставки есть конкретные параметры с точки зрения концепции, маркетинга и так далее. Настоящая архитектура выставки — это не про то, чтобы просто повесить работу на стену. Важно продумать концепцию и понять, как в связи с ней ты располагаешь произведения, в какой последовательности. Какой пол в пространстве, почему именно такой свет, какие тексты сопутствуют работам? Говоря об архитектуре выставки, я подразумеваю все эти сложные слои.
Я бы описал наше сотрудничество с Леной, которое длится уже полтора года, как взаимодействие двух художников. Мне этот процесс напоминает медитацию, потому что ее цель — почувствовать и узнать себя; понять, кто ты есть. Результатом этого “медитативного” сотрудничества стала выставка “НИИ ФИЛАРЕТОВА”.
Нарратив — основа всего
Характерный подход архитектора нашел отражение и в проекте выставки «НИИ ФИЛАРЕТОВА». За основу процесса Борис взял сформулированный им же тезис — «Форма следует за информацией». По словам архитектора, оформление каждого пространства, его элементы и принцип расположения работ подчиняются общей концепции экспозиции и произведений художницы.
ЗАЛ САД. Фото: Алексей Народицкий
ЗАЛ ПОРТРЕТ. Фото: Алексей Народицкий
Архитектура залов создана как определенное сообщение, повествующее об идее каждой серии.
Экспозиция «НИИ ФИЛАРЕТОВА» разделена на две части — такую организацию выставочного пространства Борис Бернаскони сравнивает с российским национальным павильоном на Венецианской биеннале. На первом этаже она посвящена тезису «человек»: здесь разместилась серия автора под названием «Портрет». Второй этаж — про «пространство». Попадая сюда, зрители знакомятся с сериями «Лиминальное пространство», «Лес» и «Сад». Всего на выставке представлено 177 работ, большинство из которых художница создала специально для проекта в ММОМА.
ЗАЛ ПОРТРЕТ. Фото: Алексей Народицкий
Кроме того, в первых трех залах первого этажа куратор организовал НИИ — Научно-Исследовательский Институт изучения жизни и творчества художницы, задуманный командой в рамках идеи «Тотальной коллаборации». Согласно видению куратора, такое решение позволяет значительно расширить рамки физического и информационного поля произведения искусства. В частности, в рамках НИИ на выставке выставляются как уже готовые работы, созданные студентами Школы дизайна НИУ ВШЭ в коллаборации с художницей, так и параллельная программа — она подразумевает, что молодые кураторы, графики и иллюстраторы разрабатывают проекты прямо внутри пространства экспозиции. Для работы НИИ были созданы лабораторные столы с встроенным освещением, спроектированные бюро специально для выставки: за ними во время работы проекта создаются в том числе дизайн-объекты на основе произведений художницы.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТОЛ. Фото: Алексей Народицкий
Таким образом, все участники тотальной коллаборации становятся отражением серии «Портрет», в которой Елена Филаретова изображает человека без указания черт лица и создает поле для свободной интерпретации.
ЗАЛ ЛЕС. Фото: Алексей Народицкий
Работы из серии «Лес», которые занимают один из залов второго этажа, превращают его в живописный природный ландшафт. В соседнем зале работы серии «Лиминальное пространство» разного формата развешаны случайным образом, а в завершающем зале цветы из серии «Сад» как будто стирают очертания стен в помещении, расширяя его границы.
ЗАЛ САД. Фото: Алексей Народицкий
Экспозицию концептуально завершает стена с перформативной работой — ее Филаретова создает непосредственно в стенах музея. «Ключевая коллаборация этой выставки — это прежде всего сотрудничество художника и архитектора, в которой архитектор становится художником, а художник — архитектором», — завершает Бернаскони.
Фото на обложке: ЗАЛ САД, Алексей Народицкий. Портрет Бориса Бернаскони: © Варвара Кижаева, 2024.