От Китая до России: пять архитектурных бюро с большим будущим
Современная архитектура как никогда вариативна: работа зодчего XXI века, кажется, не ограничена ничем, кроме его собственной фантазии. Мы не раз писали об интересных архитектурных бюро и их проектах, а теперь предложили выбрать самые перспективные из них предпринимателю, инвестору и приглашенному редактору Design Mate Кириллу Игнатьеву.
Архитектурное бюро Penda, Китай
Бюро Penda было основано в 2013 году архитекторами Крисом Прехт и Дэйонг Сун. Сегодня это международная команда профессионалов с офисами в Пекине и Вене. В качестве творческого кредо – восприятие архитектуры как связующего звена между живой природой и вечным стремлением человека сделать свою жизнь комфортнее. Архитекторы берут все лучшее из западной и восточной философии и объединяют это в единый межкультурный дизайн-язык. Проекты архитекторов – попытка встроить современного человека в природный мир, позволить им гармонично сосуществовать.
Один из последних архитектурных проектов Penda – экологический жилой комплекс Courtesy в Хайдарабаде, Индия. Главная особенность – вертикальные сады, которые не только украшают безупречно белую постройку, но и работают как эффективная система пассивного охлаждения здания. Они обеспечивают естественную вентиляцию и защищают жителей от жаркого климата Хайдарабада, что позволяет сэкономить до 60% энергии, потребляемой типичным зданием кондоминиума и уменьшить общий углеродный след проекта.
SILO AR+D, США
SILO AR+D – проект архитекторов из Огайо Марка Манака и Фрэнка Якобуса. Главное для них – соблюдать баланс между привычным и экспериментальным. В прошлом году такой подход позволили бюро оказаться в списке восьми самых перспективных архитекторов, базирующихся в США, Канаде и Мексике.
Один из последних проектов архитекторов – частный дом в Фейетвилле в Северной Каролине. Проект получил название Mood Ring House и появился благодаря множеству ограничений, начиная небольшим бюджетом и заканчивая еще меньшей площадью – дом нужно было разместить аккурат между двумя внушительными катальпами. Кроме того, нужно было продумать освещение – с одной стороны дом закрывают горы. Чтобы снизить издержки на производство, здание почти полностью построили из готовых блоков. Он имеет сложную геометрическую форму, которая, впрочем, не сказалась на удобстве планировки: она получилась максимально продуманной. Еще одна особенность дома – яркое разноцветное освещение фасада в темное время суток.
Mood Ring House
Taller KEN, США/ Гватемала
Сооснователь архитектурного бюро Taller KEN Грегори Мелитонов однажды сказал: «Миру нужны чудаки от искусства». Страстная речь прозвучала во время награждения бюро премией Американского института архитекторов New Practices New York 2016. В этих словах заключается главный художественный принцип бюро: уважать высокое искусство архитектуры, но и не бояться играть с ним, экспериментировать и привносить в повседневность праздник. Бюро было основано в 2013 году Грегори Мелитоновым и Инес Гусман и базируется в двух странах, в США (Нью-Йорк) и в Гватемале.
Лучшая демонстрация творческого подхода Taller KEN – их проект бистро Madero в Гватемале. По существу, это проект-игра на тему «городских джунглей». На парковке стоит зебра, а в фасад «врезаются» машины, внутри – заполненные растениями и светом тропики, но здесь же – разноцветные машины с открытым верхом, из которых торчат тонкие пальмы. Растения поливают дождевой водой, которая собирается в специальные ярко-голубые резервуары на крыше. Пол собран из разноцветных плиток красных и зеленых оттенков, мебель такая же яркая, а сам проект – отличный пример того, как вписать живые деревья в пространство, но сделать это не скучно, а живо и красочно.
Madero bistro
MUIR Architecture, Австралия
Основатель мельбурнского архитектурного бюро – Эми Муир. Архитектор с 15-летним стажем работы в прошлом году стала лауреатом премии Австралийского института архитекторов. Основу своей работы она видит в равнозначном внимании как к экстерьеру, так и интерьеру, и всегда начинает процесс проектирования с изучения пространства. Контекст, уверена Эми Муир, в архитектуре максимально важен. Ее пространства самодостаточны и лаконичны: вне зависимости от проекта – будь то частный дом для братьев-серфингистов или жилой комплекс на 16 семей – строения получаются визуально невесомыми и «завязанными на местности». Так, главной особенностью проекта дома на пляже выступает зеркальная стена, которая делает дом похожим на огромный балкон – она как бы стирает границы между жилым пространством и природной средой, открывая впечатляющий вид на море.
Один из самых интересных проектов бюро, впрочем, – проект дома на одной из улиц Мельбурна. Зажатый между двумя кирпичными домами, Law Street House растягивается вглубь от улицы. Фасад из стальных листов выполняет роль высокого забора, за которым скрывается приватная зона. На удивление, она очень просторна и полна света.
«Скайдом», Россия
Российская компания «Скайдом» занимается производством купольных домов. Кроме того, что выглядят такие «сферические» дома очень футуристично, они еще и очень прочные и, благодаря своей конструкции, в среднем требуют в два раза меньше электроэнергии на обеспечение тепла, чем дома привычной формы. Дом-сфера — каркасный, в основе – двадцать несущих балок. И внешние, и внутренние стены изготовлены из дерева, а между ними проложен утеплитель. Снаружи дом обит наложенными друг на друга дощечками лиственницы. Изначально это французская технология, но переосмысленная под российские реалии. Так, архитекторы «Скайдом» пересмотрели саму форму дома и вместо полусферы выбрали золотое сечение, то есть 61% от сферы. Жилое пространство за счет этого существенно увеличилось, образовались высокие потолки и выпуклые стены.
Купольные дома «Скайдом»