Два венецианских интерьера: роскошь, колорит и любовь к родному городу
Венецианцы – самые респектабельные грабители Европы. Из привозимых веками трофеев им удалось скомпилировать удивительную по красоте и роскоши культуру. Византийские, мавританские, готические влияния сливаются со строгостью итальянской классики и создают неповторимый сплав.
Вся история архитектуры Венеции – это история удивительных сопоставлений, сочетаний невозможных форм, применения невероятных материалов. Например, в украшении знаменитого собора Сан-Марко использовано около пятисот разнообразных колонн, вывезенных со всего света: беломраморные, темно-красные, зеленые, разной высоты и с разными капителями. Вместе они составляют единый ансамбль.
Жители города, расположенного на пересечении морских дорог между Западом и Востоком, были мореплавателями, пиратами и банкирами. Венецианцы создали огромную финансовую империю, и ни одна война, на один крестовый поход не обходились без высокодоходных венецианских инвестиций. Богатство, предпринимательская хитрость, вкус к роскошной жизни, любовь к родному городу не могли не отразиться на архитектуре, и, конечно на венецианском интерьере.
Легендарный Hotel Danieli можно назвать «динозавром» европейского отельного искусства. Уникальный дворец, расположенный на берегу лагуны, рядом с площадью Сан-Марко, был построен в начале XIV века для коварного дожа Дандоло. Первыми постояльцами отеля стали принцы и короли, кардиналы и послы иностранных держав. С тех пор здесь побывало немало именитых гостей: Чарльз Диккенс, Фредерик Шопен и Жорж Санд предпочитали Hotel Danieli всем другим. Сейчас помимо дворца Дандоло отелю принадлежат два соседних палаццо XV и XVI веков.
Внутренние пространства дворца бережно сохранены до наших дней. Среди самых знаменитых – холл и лобби отеля, где снимались сцены из фильма «Турист» с Анджелиной Джоли и Джонни Деппом. Эти интерьеры поражают с первого взгляда театральной и тяжеловесной красотой: ясные классические формы наслаиваются друг на друга, расширяя и изменяя пространство, уводя взгляд повторяющимися ритмами лестниц и аркад. Игра с пространством вообще характерна для венецианской архитектуры и живописи: зеркала, фрески, росписи-обманки запутывают зрителя, при этом единство архитектурной идеи удивительным образом сохраняется.
Самый знаменитый номер отеля – Doge’s Royal suite. Апартаменты Дожа, тщательно сохраненные и отреставрированные, можно смело назвать одним из самых роскошных номеров в Венеции. Потолок спальни, причудливо орнаментированный завитками искусственного мрамора stucco, украшен росписью художника XVIII века Якопо Гуарана; красно-винный пол выполнен в традиционной для Венеции технике бетонной мозаики. Богатые венецианские купцы никогда не испытывали недостатка в натуральных отделочных материалах, но они использовались не всегда. Высоко ценилось искусство мастеров, создающих имитации мрамора, отделочных камней, повторяющих рисунок древесины или бархатистые матовые поверхности. Так появилась техника венецианской штукатурки – она должна была имитировать глянцевую поверхность камня. Подобные приемы ценились, как проявление настоящего интерьерного искусства.
Венецианский стиль невозможно представить без сложных, многозначных цветов и оттенков. Отличительная черта венецианской художественной школы – живописность самой живописи. Специалисты объясняют этот особый поэтический колорит уникальной атмосферой Венеции, где перемешаны небо, воздух, краски лагуны и отражения палаццо в воде каналов. Колорит апартаментов Дожа напоминает полотна Тициана и как нельзя лучше показывает характерное для венецианской живописи стремление к живописному блеску и поэтичности. Нежным оттенкам оливковых, золотистых, розовых цветов аккомпанируют насыщенные коньячные тона натурального дерева и мрамора.
Постояльцы Danieli оставляют отзывы, называя отель-музей «сказкой наяву»: «Все вокруг старинное, но в этом как раз и прелесть, это завораживает. Здесь все пропитано историей, роскошью и романтикой».
Однако не все итальянцы так строго относятся к историческому наследию. Сосед Hotel Danieli, кафе и ресторан Quadri, принадлежит известным итальянским рестораторам братьям Алаймо. Обновить ресторан Массимилиано и Раффаэле Алаймо пригласили известного хулигана в области дизайна Филиппа Старка. Со Старком рестораторы сотрудничают уже давно и сделали вместе два эксклюзивных ресторана в Венеции и Париже.
Причиной реновации стали регулярные наводнения. Кафе находится на площади Сан-Марко, в самой низкой части города, и регулярно страдает от agua alta, «высокой воды». Задачей дизайнера было обновить обветшавшие части постройки и придать интерьеру современность и ироничность, что так хорошо умеет делать Филипп Старк.«Quadri всегда был совершенно уникальным, только немного сонным. Из уважения, любви и практических соображений мы не захотели менять такую концентрацию тайны, красоты, причудливости и поэзии», – говорит Старк. Дизайнер бережно отнесся к старинным деталям отделки и сохранившимся предметам XIX века – лепнина, росписи и антикварное муранское стекло были бережно восстановлены стараниями лучших реставраторов Европы.
Кафе Quadrino находится на первом этаже здания, а ресторан Quadri – на втором. Интерьеры их значительно отличаются, при этом легкий, причудливый интерьер кафе страдает от воды больше, чем по-венециански темный зал ресторана. Однако именно первый этаж подвергся минимальной переделке: убранство интерьера было законсервировано в существующем на данный момент состоянии. Дизайнер только добавил пикантные штрихи в виде подушек с актуальными принтами в женственный интерьер, похожий на изящное фисташковое пирожное, и изменил концепцию мебели. Теперь ножки столов, покрытые латунными накладками, с каждым наводнением будут покрываться окисью, постепенно изменяя цвет и превращаясь в часть истории города. Второй этаж выглядит достаточно традиционно, но это только на первый взгляд.
Именно здесь Старк позволил себе свои фирменные интерьерные «шутки». Первыми в глаза бросаются композиции из чучел крылатых зверей над мраморными порталами: в темное время включается совершенно инфернальная подсветка, и звери пристально наблюдают за туристами с высоты своей рампы. Затем внимательный посетитель замечает, что рисунок благородной ткани, которой затянуты стены, состоит не только из барочных завитков: здесь присутствуют космические корабли, люди с бластерами и портреты самих братьев Алаймо. Да и люстры, казалось бы, тоже совершенно традиционные, муранские, дополнены современными сюрреалистичными фигурками. Но для каждого очевидно, что и в традиции бережного сохранения подлинных интерьеров отеля Даниэли, и в концепции братьев Алаймо идея сохранения венецианской аутентичности играет главную роль.