
Q&A: Наталья Чобанян
В своей творческой практике художница Наталья Чобанян обращается к фреске, стеклу, керамике и печатным техникам, переосмысляя повседневность и естественные природные процессы. Среди персональных проектов художницы — экспозиции в галерее Masters, КЦ Артишок и ЦСИ «Фабрика», а также выставка «Город помнит все летние сны», которую галерея Elephant in the Louvre сейчас проводит в студии флористики Studio 7.
Расскажите, чем вы занимаетесь, в какой технике работаете?
Меня привлекает повседневность, взаимоотношения человека и окружающего его пространства и времени. Наблюдая за естественными процессами в природе, я создаю метафоры, обращаясь к фреске, стеклу, керамике и печатным техникам. Каждой работой я стремлюсь замедлить окружающую меня действительность и добавить значимости каждому моменту. Для меня фреска — это материал, позволяющий «возвеличить» обыденные сюжеты; фрагменты настоящего, которые являются опорами, не дающими времени проходить незаметно и быстро.
Когда вы решили, что станете заниматься искусством?
Это не было решением одного дня — я шла к этому постепенно. Прошло пять лет после получения основного образования в МГЛУ, прежде чем я начала задумываться о смене профессии. Я стала заниматься живописью и рисунком, интересоваться современным искусством. Постепенно этот путь привел меня сначала в совместную магистратуру Музея современного искусства «Гараж» и РАНХиГС, а затем — в Свободные мастерские ММОМА. С 2021 года я начала участвовать в выставках, и с каждым новым проектом все больше убеждаюсь в правильности сделанного выбора.
На кого вы учились, и как это отразилось на вашем творчестве?
Я училась в Московском государственном педагогическом институте иностранных языков имени Мориса Тореза, на факультете экономики и права. Это хорошее базовое образование, где большим плюсом было изучение иностранного языка. Поворотным моментом в моем пути стало обучение в Свободных мастерских ММОМА. Именно там я создала свою первую серию фресок и там же осознанно сформулировала тему, которая легла в основу моего дальнейшего художественного развития.
Где вы работаете над своими проектами?
Долгое время я работала дома, в своей мастерской. Это происходило довольно хаотично: я могла в любой момент сесть за работу, но так же легко отвлечься на бытовые дела.
Три месяца назад я переехала в отдельную мастерскую. Это позволило систематизировать время и дало пространство на осмысление того, что я делаю. Интересно, что дома я, кажется, создавала больше работ — возможно, потому что не чувствовала границ и могла работать до глубокой ночи. Но в таком режиме быстрее устаешь, поэтому я рада, что у меня появилась мастерская.
Какой свой проект вы любите больше всего?
Много проектов в моей практике посвящено теме сада как метафоре убежища от внешнего. Это безопасное пространство, где можно осмыслить происходящие перемены и принять их. Место, в котором проживаются любые состояния.
Дополнением к фрескам стали керамические объекты — каменные цветы, из которых позже родилась сайт-специфик инсталляция на берегу Финского залива «Сад исчезающих цветов». Цветы, высаженные вдоль воды, постепенно разрушались и размывались волнами. Полуразрушенные, сломанные цветы я сохранила в стекле. На мой взгляд, это получился красивый, созерцательный и поэтичный проект — и мне хочется продолжать развивать эту идею дальше.
Какая у вас цель в творчестве?
Я все время размышляю об этом. Конечно, хочется быть востребованным художником, чтобы иметь возможность и дальше реализовывать свои идеи, создавать что-то интересное для себя и других.
Какие у вас хобби и как они влияют на вашу творческую практику?
Я люблю путешествовать. Недавно мы прошли часть Ликийской тропы, а этим летом я планирую идти по Пути Сантьяго (Камино-де-Сантьяго). Для меня долгие прогулки — это способ переключиться и возможность сосредоточиться на себе и своих мыслях. В таких путешествиях обычно появляется много идей, над которыми я продолжаю думать, уже вернувшись домой.
Какие книги сейчас лежат у вас на прикроватном столике?
На днях я дочитала роман Жана-Батиста Андреа «Храни её» — это история талантливого скульптора, разворачивающаяся на фоне событий середины XX века. Книга наполнена красивыми, поэтичными метафорами и читается на одном дыхании. Настолько она захватывает и очаровывает.
Расскажите про фильм, который вы посмотрели недавно и рекомендуете?
Недавно я посмотрела «Партенопу» Паоло Соррентино. Всегда с большим удовольствием смотрю фильмы этого режиссера.
Откуда вы узнаете, что происходит в мире?
В основном это Telegram-каналы, аккаунты в социальных сетях интересных мне кураторов и художников, а также платформа e-flux.
Расскажите что-нибудь, что вы узнали недавно и что вас поразило.
Недавно я была на выставке Ансельма Кифера и узнала, что еще в начале своей художественной карьеры он выкупил бывшую кирпичную фабрику и превратил ее в собственную мастерскую. Просто представьте: твоя мастерская — это целый завод. Вот это масштаб. Очень вдохновляет.
Все фотографии предоставлены художницей.