Свежее прочтение фольклора на выставке «ЖИЛИ-БЫЛИ: школа русской сказки»
20 декабря в ЦСИ Винзавод начал работу новый выставочный проект, участники которого представляют актуальный взгляд на классические русские сказки. Экспозиция объединила работы современных художников и известных иллюстраторов. Согласно кураторской задумке, выставка «ЖИЛИ-БЫЛИ: школа русской сказки» позволит зрителям открыть для себя новые грани знакомых с детства сюжетов и персонажей. Рассказываем о концепции проекта и смотрим на несколько ярких произведений.
Выставка заняла пространство площадью более 2000 квадратных метров под сводами Большого винохранилища в исторических подземельях ЦСИ Винзавод, превратив его в «школу волшебства». Экспозиция делится на две смысловые части: так, импровизированные школьные классы здесь соседствуют с эффектными инсталляциями в виде сказочных ландшафтов и мгновенно узнаваемых интерьеров. Лейтмотивом проекта стала присказка «Сказка – ложь, да в ней намёк — добрым молодцам урок».
Иван Билибин. Жар-птица
В основе выставки лежат классические русские народные сказки и базовый набор положительных и отрицательных персонажей. Софья Багдасарова куратор выставки, российская писательница, искусствовед
С одной стороны, экспозиция «ЖИЛИ-БЫЛИ: школа русской сказки» носит развлекательный характер, привлекая внимание посетителей своей яркостью и интерактивной составляющей. А с другой — на незримом уровне метафор и аллюзий вовлекает зрителей разных возрастов в диалог о вневременных мотивах сказки.
Вот и сказке конец Вадим Михайлов
Фотография предоставлена галереей MYTH
Вадим Михайлов работает в технике сграффито: наносит на основу слой грунта и черной масляной краски, а затем процарапывает на ней рисунок при помощи лезвия или шила. Художник часто использует в практике «предметы из прошлого»: старую ткань, ковры, предметы одежды — именно они становятся той самой основой. Автор вдохновляется фольклорными образами, а также интегрирует в работы фразеологизмы и устойчивые выражения.
Иллюстрация к сказке «Война грибов» Георгий Нарбут
Георгий Нарбут учился у известного художника и книжного иллюстратора Ивана Билибина и вдохновлялся его работами. Однако стиль иллюстраций к «Войне грибов» — другой: зрелый и индивидуальный, но при этом не без внимания к опыту учителя. Комический эффект в рисунках достигается за счет смещения масштаба: люди — маленькие, цветы — огромные, а грибы становятся пространством жизни. Рассматривая иллюстрации, важно не упустить и «геральдические» декоративные элементы: для Нарбута была очень важна задача украшения самой книги, а не только визуальное оформление сказочного сюжета.
Домой не зовут Лидия Магонова
Лидия Магонова — художник-иллюстратор. В ее творчестве большое место занимают фольклор и мифология разных народов, этнографические мотивы и мистика. В цикле работ, посвященных славянской нечисти, автор обоснованно предполагает, что в нашей реальности должны существовать «кикиморы городские», блуждающие по асфальтовым джунглям.
На краю леса. Запад crocodilePOWER (дуэт художников Петра Голощапова и Оксаны Симатовой)
Лес в сказках — место темное и пугающее, населенное магическими существами и и не подчиняющееся человеку. Это пространство изменения души, перестройки личности, столкновения с собой и своими страхами. Художники исследуют опыт человека в новой реальности, где физическое постоянно соприкасается с цифровым. Лес в интерпретации crocodilePOWER— это исследование внутреннего мира человека в киберпространстве, неясном и тревожном. Как и героям, которые проходят сквозь лесную чащу в сказке, современному человеку приходится нащупывать путь, принимать неизвестность и сталкиваться со своими внутренними страхами.
Отольются волку овечьи слезки Кристина Аксентова
В новой живописной серии работ Кристина Аксентова обращается к пословицам и народным сказкам. Она берет за основу героев-животных и изображает их в трудных, даже критических состояниях горя, страха, бессилия. Из «очеловеченных» [в сказках], они возвращаются в свое исходное животное состояние, позволяя проследить, где заканчивается территория человечности и теряется ощущение безопасности и силы. Работа «Отольются волку овечкины слезки» отражает идею материнства. Мать, всегда ищущая справедливости для своего дитя и являясь его учителем и наставником, в то же время становится уязвимой. Она порой теряет внутренние опоры и вновь ищет себя, возвращаясь к собственным детским переживаниям.
Проект «ЖИЛИ-БЫЛИ: школа русской сказки», организованный МТС Live совместно с галереей Триумф, работает до 31 марта 2025 года.
На обложке: Вадим Михайлов, Я глух и нем. Фотография предоставлена галереей MYTH.