Советский дизайн в Брюсселе: от «Экспо-58» до выставки «Sovjet Design. Red Wealth»
В апреле 1958 года открылась легендарная Брюссельская выставка, Гран-при которой заслуженно получил павильон СССР. Спустя 60 лет, почти по тому же адресу, вновь чествуют советский дизайн. 23 января в ADAM Brussels Design Museum открывается выставка советского дизайна 1950-1980-х годов «Sovjet Design. Red Wealth», подготовленная Московским музеем дизайна.
СССР на Брюссельской выставке в 1958 году
Каждый день через турникеты «Экспо-58» проходило от 100 до 250 тысяч посетителей, и за полгода выставку посетили почти 50 млн. человек, 30 из которых пришли на выставку ради павильона Советского Союза. Как и на всех предыдущих выставках за рубежом, павильон всеми средствами синтеза искусств должен был иллюстрировать идеологию нашего государства – Советы использовали строй павильонов для создания собственного имиджа за рубежом.
Работу над проектом доверили архитекторам: Ю Абрамову, А Борецкому, В Дубовому, А. Полянскому и инженерам Ю. Рацкевичу в соавторстве с К. Васильевой. Строительство вела бельгийская фирма «Жильон» под контролем советских специалистов. Главный художник павильона, К. Рождественский, потому скажет, что авторы «стремились создать сильное художественное впечатление, которое захватило бы зрителя сразу же при входе в павильон. Всем композиционным строем интерьера и экспозиции они старались добиться впечатления мощи, величия и в то же время сердечности и человечности».
Павильон СССР на всемирной Брюссельской выставке
Все получилось – убедительный показ крупных достижений нашей страны во всех областях науки, техники и искусства производил на зрителя неизгладимое впечатление. Но больше всего интересовали публику макеты первых искусственных спутников земли – перед ними выстраивались настоящие очереди. Еще одним оригинальным аттракционом стала «современная шахтная клеть, установленная на открытой площадке, и зритель видел в иллюминаторах покачивающейся кабины движущиеся пласты пород – что создавало иллюзию погружения глубоко под землю» (из описания издания «Рабочий и колхозница» – прим. ред.).
Идеологическую мощь воздействия признавали и западная пресса, которая называла наш павильон «кафедральным собором коммунизма».
Однако не только экспозиция, но и архитектура павильона изумляла. Вместо надуманной театральности, строение было решено сделать максимально лаконичным и, насколько это возможно, «рациональным». По существу, здание представляло собой стеклянную коробку, установленную на 16-ти мачтах-опорах. Неискушенный зритель мог и не разглядеть инновацию, но для архитекторов и строителей она была очевидной – еще один способ для СССР заявить о своих достижениях. В прессе советский павильон быстро окрестили «парфеноном из стекла и стали».
Павильон СССР на всемирной Брюссельской выставке
На «Экспо-58» СССР получили немало наград, в том числе Гран-при выставки, однако, в основном премировали художников, а не изобретения: «нехватка вещей массового производства искупалась изобилием готовых визуальных образов пропагандистского характера». Когда выставка закончилась, павильон разобрали, отправили в Москву и собрали на ВДНХ. Обошлось это дорого: построить точно такой же заново было бы в несколько раз дешевле.
Сегодня о минувшей Брюссельской выставке напоминает другой объект – знаменитый Атомиум, возвышающийся над главным выставочным павильоном. Атомиум – это огромная, высотой более ста метров, молекула железа (увеличение – в 165 миллиардов раз). Молекулу построили специально к открытию «Экспо-58» (архитектор – Андре Ватеркейн) и планировали демонтировать сразу после выставки, но скульптура так полюбилась брюссельцам, что ее решили оставить. Сегодня она – настоящий символ города.
Выставка советского дизайна в Брюсселе в 2018 году
Спустя 60 лет после легендарной выставки Московский музей дизайна открывает в ADAM Brussels Design Museum, по соседству со знаменитым Атомиумом, выставку советского дизайна 1950-1980-х годов «Sovjet Design. Red Wealth». В экспозиции – более 500 предметов: мебель, текстиль, бытовая техника и посуда, игрушки, плакаты, уникальные архивные материалы.
Экспонаты выставки «Sovjet Design. Red Wealth»
Каждый раздел выставки иллюстрирует какой-то аспект жизни и материальной культуры советского человека: мир детства и игр, спорт и массовые мероприятия, досуг и хобби, обустройство домашнего быта, образование, наука и индустриальное производство. Рассказывать об этом будут объекты графического и промышленного дизайна, оригинальные чертежи и макеты из собрания Московского музея дизайна и частных коллекций, уникальные экспонаты, предоставленные дизайнерами и их семьями.
Кроме того, в рамках выставки покажут документальный фильм «Дизайн в СССР», который был сделан специально для продвижения советского дизайна за рубежом. кВ него войдут, в частности, видеоинтервью с ведущими дизайнерами советского времени: Юрием Соловьевым, Валерием Акоповым, Владимиром Рунге, Игорем Зайцевым, Светланой Мирзоян, Владимиром Анисимовым, Александром Ермолаевым.
Логично, что выставка «Sovjet Design. Red Wealth» пройдет именно в ADAM Brussels Design Museum, расположенном на месте «Экспо-85», рядом с Атомиумом. Родство с той легендарной Брюссельской выставкой для нас очень важно. Будучи первым международным слетом после Второй мировой войны и предшественником оттепельных 60-х, выставка, несмотря на холодную войну, стала для Советского Союза возможностью продемонстрировать всему миру не только свой образ жизни и свою идеологию, но зарождение советского дизайна. Игрушки и мебель, промышленный и графический дизайн – ретроспективная выставка «Sovjet Design. Red Wealth» охватывает 40 лет развития советского дизайна в попытке разобраться, как именно советский дизайн менялся с течением времени.
Мы очень рады открывать нашу выставку именно в ADAMе. Место, где расположен музей, обладает особенной энергетикой и имеет богатую историю – здесь уже 60 лет проходят выставки. Арт-директор Московского музея дизайна и дизайнер экспозиции в Брюсселе – Степан Лукьянов, а в 1958 году дедушка Степы, архитектор, был в составе делегации на всемирной выставке в Брюсселе – теперь внук проектирует выставку Советского дизайна в на той же площадке. Мы рады, что бельгийцы с таким интересом относятся к нашей истории дизайна, и советской, и российской.