Самое интересное из мира дизайна и искусства: с 18 по 24 ноября
Грядущая неделя принесет сразу несколько поводов для погружения в мир современного искусства: в пространстве Cube.Moscow начали работу пятнадцать новых выставок, а Ельцин Центр открыл для публики архив работ из коллекции Антона Козлова. Тем временем Центр «Зотов» готовит масштабную выставку об истории конструктивизма — ее старт приурочен ко второму дню рождения институции. Центром притяжения творческой аудитории на этой неделе станет модный показ выпускников Британки Fashion Show Off, который пройдет в пространстве «Суперметалл».
FASHION SHOW OFF
21 ноября, 18:00. Цена: бесплатно
Модный показ Британской высшей школы дизайна и университета креативных индустрий Universal University пройдет в подземном паркинге пространства «Суперметалл». Он станет местом встречи искусства, моды и урбанистики. В центре внимания — коллекции молодых российских дизайнеров, выпускников высшего и дополнительного профессионального образования Британки и Universal University. Их работы — вызов привычным представлениям о моде: смелые концепции, инновационные материалы, эксперименты, глубокое переосмысление исторического наследия и современных трендов. Паркинг «Суперметалла» — пространство, где индустриальная реальность становится сценой для модных экспериментов. Бетон и металл контрастируют с мягкостью и хрупкостью тканей, образуя яркое противоречие, которое подчеркивает динамику современной моды.
Лекция Ирины Кулик «Изобретение ностальгии: хлам, антиквариат, объект»
20 ноября, 19:30. Цена: 700 ₽
На лекции Ирина Кулик расскажет о том, что такое сюрреалистический объект и чем он отличается от реди-мейда, об эстетике мусора и о том, какую роль хлам и антиквариат играют в современном искусстве. Героями этой лекции станут Андре Бретон, Альберто Джакометти, Джозеф Корнелл, Илья Кабаков и Кристоф Бюхель. «Находка предмета играет здесь такую же роль, что и сон; она освобождает человека от парализующих сентиментальных колебаний, придает ему силы и позволяет понять, что препятствие, которое он считал непреодолимым, уже позади», — писал Андре Бретон о ключевой практике сюрреализма, хождению по блошиным рынкам. Их пространство, сочетающее в себе разные стили и эпохи, становилось идеальным катализатором сюрреалистического опыта. А найденные художниками на блошках предметы, чье функциональное предназначение часто оставалось загадкой, становились «сюрреалистическими объектами.
Персональная выставка Якова Хомича «Мир Хейли. Продолжение»
19 ноября – 1 марта. Цена: бесплатно
Отель Pentahotel Moscow представит новую выставку художника Якова Хомича «Мир Хейли. Продолжение» при поддержке галереи ART&BRUT. Выставка объединяет два предыдущих проекта художника – «Мир Хейли» и «Сильваниан» – и погружает зрителей в атмосферу детских фантазий и глубоких человеческих переживаний. Каждое произведение открывает новые грани человеческого опыта, подчеркивая связь между детством и взрослением. Зрителю предлагается увидеть мистический мир маленькой Хейли, который наполнен самыми разными эмоциями и воспоминаниями – от внутренних страхов до моментов искренней радости. Новый проект показывает, как наивная оболочка игрушек становится отражением сложного человеческого опыта. Серия «Мир Хейли» – это очередной виток работы с размытыми образами, но в этот раз они усложняются детализацией: четким интерьером, предметами бытами, мебели, которые окружают призраков из глубин человеческой памяти. Вторая часть экспозиции – «Сильваниан» – становится продолжением детских фантазий Хейли. Каждая игрушка на работах, как и Хейли, сталкивается с вопросами о дружбе, предательстве и поиске своего места в жизни. Работы в серии «Сильваниан» строятся на стыке простоты и сложности, связывая взрослый опыт с детскими мечтами.
Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма
20 ноября – 12 января. Цена: 350 ₽
Московский музей современного искусства и Центр художественного производства «Своды» Дома культуры «ГЭС-2» представляют новый совместный проект – выставку Александра Фёдорова «Ташкент: архитектура эпохи исторического оптимизма», демонстрирующую своеобразный архитектурный стиль столицы Узбекистана. Проект Александра Фёдорова исследует период 1960-1980 годов и призван реконструировать пространства урбанистических территорий столицы одной из бывших союзных республик, и познакомить московских зрителей с историей архитектуры современного Ташкента. Фёдоров фиксирует и воспроизводит атмосферу заново отстроенного города тех лет, дополняя ее историями местных жителей, видеоматериалами и саунд-артом. В основе мультимедийной экспозиции плакаты самого Фёдорова, окружённые фотографиями и неоновыми вывесками.
Выставка «Русское невероятное»
22 ноября – 23 марта. Цена: 480 ₽
Что такое конструктивизм? Как его понимать? Откуда он возник? Историческая картина зарождения конструктивизма воссоздана исследователями достаточно точно и полно, но она противоречива. Конструктивисты в 1920-х заявляли: конструктивизм — это метод, стремились к единой теоретически обоснованной концепции. Но он оказался многоликим и неоднозначным. В чем причина противоречивости конструктивизма и почему он получился именно таким? Проект предлагает исследовать феномены в культуре, которые нашли отражение в методах конструктивизма. Экспозиция объединит произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней: древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство.
«Двадцать один длинный, один короткий». Современное российское искусство из коллекции Антона Козлова
15 ноября — 23 февраля. Цена: 400 ₽
Выставка произведений из коллекции Антона Козлова «Двадцать один длинный, один короткий» посвящена развитию современного российского искусства в период от начала 2000-х годов до настоящего времени. В экспозиции представлено более семидесяти произведений двадцати восьми современных художников. Название выставки заимствовано у одноимённой работы группы МишМаш — одного из ключевых произведений на выставке. Заданный художниками временной промежуток отделяет нас от рубежа тысячелетий — для большинства участников выставки этот период стал временем вступления на арт-сцену, которую они разделили с художниками, чьё начало пути совпало с годами перестройки. Экспозиция состоит из шести тематических разделов, которые отражают разные подходы художников 2000–2020-х годов к осмыслению текущего момента, феномена времени в постоянно меняющемся мире и к пониманию собственной роли в современном обществе.
Персональная выставка Сардора Эркинова «Сад влюбленных»
16 ноября – 15 декабря. Цена: 400 ₽
Сардор Эркинов — художник из Узбекистана, который обращается к классическим сюжетам персидской литературы и умело иллюстрирует их в своей неповторимой манере через призму современного искусства. Художника вдохновляет культура его страны, поэтому он снова и снова обращается к классике, каждый раз, находя для себя что-то новое и знакомя зрителя с героями, чьи имена давно стали нарицательными. Выставка «Сад влюбленных» рассказывает, прежде всего, о любви. Зритель сможет узнать о трагической истории Лейли и Маджнуна, окунуться в перипетии отношений между Хосровом, Ширин и Фархадом, и конечно насладиться эстетикой и колоритом Востока.
Выставка «Хрупкость вне времени»
16 ноября – 15 декабря. Цена: 400 ₽
Выставка представляет произведения художников, важный период работы которых пришелся на 60-е годы прошлого столетия. У всех авторов был разный бэкграунд, подход к искусству и взгляды на жизнь, но их связывало стремление выйти за рамки окружающей реальности. В 1964 году началась «эпоха застоя»: на этот период пришлась стагнация экономики и дефицит товаров. Несмотря на это художники-шестидесятники продолжали создавать искусство и фокусировать внимание на конкретных объектах изображения. Их искусство преображало людей, предметы, природу и абстрактные идеи, а хрупкие работы становились антидотом от всеобщей стагнации. Сегодня их работы напоминают: в условиях внешней неопределенности важно сосредотачиваться на том, что представляет для нас наибольшую ценность. Красота продолжает противостоять времени, не ускользая ни от художников, ни от нас — и пусть хрупкость кажется соломинкой на ветру, но зачастую она оказывается более устойчивой, чем деревья.
На обложке: Юрий Злотников, «Композиция», фрагмент.