Urban Winery: современная винодельня в столичном особняке
Urban Winery: современная винодельня в столичном особняке
В этом году в Москве запустился проект Urban Winery — городская винодельня, винный паб и ресторан в стенах усадьбы XVIII века. Идея принадлежит новосибирскому объединению Friends Orchestra, а за создание интерьеров отвечала студия из Санкт-Петербурга Paum. Редакция Design Mate узнала у команды, как нашлась необычная локация, какие сложности возникли во время реставрации исторических деталей и какую атмосферу транслирует каждое из пространств.
Когда Влад Мусиенко, основатель новосибирского объединения концептуальных заведений и проектов, посвященных барной культуре и городской жизни, Friends Orchestra, решил открыть первую городскую винодельню в столице, он рассматривал место со своим характером и историей. Так нашелся особняк 1752 года постройки неподалеку от станции метро «Бауманская», который сразу же понравился команде. «Это усадьба Саввиных-Закревских, которая пережила наполеоновские пожары и сменила несколько хозяев, каждый из которых оставил свой исторический отпечаток. Мы понимали, что у места большой потенциал, но и что при работе с ним встретится немало проблем — это памятник культуры федерального назначения. Но команда Friends Orchestra любит такие объекты: восстанавливать их и переосмыслять», — рассказывает Влад.
Построенный Никитой Савиным, членом роты Преображенского полка, в качестве семейной усадьбы, в середине XIX века дом перешел в собственность Арсения Закревского — в разное время генерал-губернатора Финляндии и Москвы, а также Министра внутренних дел Российской империи. Позже, уже в советское время, усадьбу разделили на коммунальные квартиры, а после распада СССР здесь располагался корпус МГТУ им. Баумана и НПО «Астрофизика».
Для трансформации исторической усадьбы в современное общественное пространство пригласили петербургскую студию интерьерного дизайна Paum. В основу проекта легло стремление команды сохранить и восстановить как можно больше исторических деталей особняка. По словам дизайнеров, реконструкция оказалась трудоемкой и масштабной: здесь меняли перекрытия, расшивали окна, откапывали и углубляли цокольный этаж. А самым щепетильным этапом студия называет восстановление печей с историческими изразцами.
Полина Масиянскаясоосновательница студии PaumРабота с историческими объектами всегда представляет для нас большой интерес и особый вызов. Мы стремимся не просто сохранять, но и бережно восстанавливать их. В случае особняка мы наполняли интерьер нужным для будущего проекта настроением, воображая, как он мог бы выглядеть, если бы им владела, например, династия виноделов. По архивным фотографиям мы воссоздали двери между помещениями, добавив им индивидуальности: покрыли их рояльным лаком. А по снятым при демонтаже оттискам восстановили уникальную лепнину в каждом помещении.При этом мы хотели не просто вернуть зданию его прежний облик, но и вдохнуть в него новую жизнь. Сегодня особняк вновь наполнился светом, звуками и ароматами — здесь кипит работа, звучат голоса, создаются истории. И нам особенно приятно осознавать, что благодаря работе большой команды этот дом продолжает жить, сохраняя свою душу и атмосферу прошлого.
В рамках проекта команда восстановила шестнадцать оригинальных каминов: весь процесс занял более двух лет. «Каждый камин мы буквально разбирали по плиточке и реставрировали. Если не получалось, то искали варианты плитки такого же года и тех же производителей по всей России. Сейчас один из них работает: заботливо встречает гостей в зоне ожидания ресторана. Еще один необычный элемент интерьера — наш стол-франкенштейн. Этому красавчику 150 лет, мы нашли его на блошином рынке и “нарастили” при помощи нержавеющей стали», — делится Влад Мусиенко.
При разработке визуальной концепции интерьера дизайнеры Paum всегда глубоко погружаются в контекст будущего проекта, а иногда отталкиваются от ассоциации с образом человека. В случае Urban Winery команда представила молодого наследника винодельческой династии — путешественника, коллекционера, человека с тонким вкусом, гостеприимного и увлеченного. «Мы вообразили, будто оказались у него в гостях. Эта фантазия помогла собрать интерьер, наполненный жизнью и настроением, где современные приемы сочетаются с ощущением истории. Каждый этаж здесь имеет свой концепт, а каждый зал — собственный характер», — отмечают в студии.
Так, дизайн самой винодельни выстраивался вокруг исторических сводов: их постарались максимально открыть, чтобы сместить акцент на богатое наследие локации. Для обшивки стен авторы проекта выбрали деревянные панели, дополненные латунными элементами. Помимо высокой посадки, здесь предусмотрен общий деревянный стол напротив барной стойки.
В интерьере ресторана студия стремилась воплотить идею гармоничного синтеза старины и актуальной эстетики. Команда смело объединила контрастные детали: например, работы художницы Маши Лузгановой и геометрическое меховое панно Кати Рау сочетаются с находками с Удельного рынка. В ресторане также есть отдельная радиорубка — комната с винтажным оборудованием и большим столом. По задумке команды, здесь можно собраться большой компанией, чтобы послушать музыку или записать подкаст.
Хотя винодельня с винным пабом и ресторан встраиваются в общую концепцию проекта, каждое из пространств наполнено собственной атмосферой.
Влад Мусиенкооснователь Friends OrchestraРесторан — это все же ресторан. Да, с эклектичными элементами, историческими деталями и современными акцентами, но это более привычный для Москвы формат. Винный паб можно сравнить с рабочей мастерской. Гости находятся на производстве в окружении бочек и стальных емкостей, и это часть процесса, а не декорации. Там живая атмосфера, можно динамично передвигаться, общаться, знакомиться. Здесь можно оказаться на вечеринке или даже на арт-перформансе.
Все фотографии предоставлены пресс-службой проекта.