Penumbra Gallery: двойственность искусства и динамичный диалог авторов
Галерея Penumbra стала результатом сотрудничества двух архитекторов — соосновательницы бюро Design WOW Юлии Селивановой, которая недавно переехала в Мехико, и Карлоса Фернандеса. После продолжительной совместной работы над интерьерными проектами дуэт решил расширить практику и создать площадку для более широкого взаимодействия с талантливыми современными авторами — как локальными, так и зарубежными. Penumbra открылась в феврале групповой экспозицией, объединившей восемь профессионалов для работы над одним объектом — табуретом из лавового камня. Рассказываем о концепции галереи, результатах работы первых резидентов и дальнейших планах основателей в новом материале.
Межкультурный союз
«Мне и моему партнеру по местным проектам хотелось задействовать предметы других архитекторов, дизайнеров и художников в наших интерьерах. Мы решили не ждать подходящего момента и сами создали повод для сотрудничества с профессионалами», — рассказывает Юлия Селиванова. Соосновательница и креативный директор московской студии Design WOW перебралась в Мексику год назад. Вдохновившись динамичным арт- и дизайн-ландшафтом столицы, а также богатой культурой страны, она не остановилась на интерьерной практике и продолжила применять свой деликатный подход к дизайну еще и в качестве куратора.
Второй человек, стоящий за Penumbra, — мексиканский архитектор и основатель Studio H. Fernandez Карлос Фернандес. Объекты экспериментальной дизайн-студии созданы с опорой на локальный контекст; его историческое, социальное и культурное наследие. Именно команда Studio H. Fernandez занималась оформлением пространства галереи. Кроме того, Карлос Фернандес курирует процесс работы приглашенных авторов, помогая воплотить их идеи в жизнь благодаря тесному сотрудничеству с местными мастерами.
В основу концепции Penumbra легло исследование дуальности искусства и поиск баланса между мужским и женским, светом и полутенью (с лат. Penumbra — «полутень»). Основатели галереи делают акцент на уникальности художественного языка каждого автора и в качестве поля для эксперимента предлагают архитекторам, дизайнерам и начинающим художникам применить свой подход к одной теме или предмету. Дуэт стремится сформировать платформу для творческого взаимодействия и динамичного диалога: обмениваясь идеями, техниками, разными методами и точками зрения, участники обогащают опыт друг друга.
Пространство
Галерея Penumbra расположилась вблизи главных проспектов Мехико — в одном из старейших и наиболее оживленных районов столицы. Команда выбрала пространство в историческом особняке 1890 года постройки неслучайно: здание служит не только выставочной площадкой, но и домом для выдающихся талантов из Мексики и других стран. Таким образом основатели подчеркивают концепцию галереи не только как платформы для экспозиций, но и места встреч, непрерывного творческого обмена и расширения культурного опыта.
Один предмет — восемь интерпретаций
«К участию в первой выставке мы решили пригласить не только местных, но и зарубежных авторов. Идея экспозиции Sobremesa заключается в том, чтобы через предмет с единой функцией, размером и материалом показать, как по-разному дизайнеры и художники подходят к его созданию, раскрывая через него принципы своей работы», — добавляет Юлия.
Дебютная выставка объединила восемь креаторов с разным культурным багажом и профессиональным бэкграундом, но общей задачей — сделать табурет из лавового камня, распространенного в долине Мехико. Получившиеся в процессе работы объекты буквально «собрались за одним столом» в пространстве галереи. По задумке команды концепция экспозиции отсылает к мексиканской культуре ужинов и долгих бесед после застолья.
Claude Besnault, Le Paricutin dans le Michoacan, 1961
Подобно теплой семейной или дружеской беседе, авторы предметов делятся друг с другом секретами своей практики в камерной творческой обстановке.
Новые выставки основатели планируют посвящать определенной теме, в рамках которой участники будут создавать объекты, работая как с одной функцией и материалом, так и с разными.
Авторы и предметы
(not a) STOOL Франческо Менегелло
Табурет дизайнера из Милана Франческо Менегелло — это ответ на преобладающий в обществе потребительский подход к вещам. Автор приглашает зрителя задуматься, действительно ли нам необходим еще один табурет?
COIL RIO Estudio
Скульптурные изгибы предмета, созданного основателем RIO Estudio Патрисиу Робледа, имитируют естественную рябь растекающейся по земле лавы, а также свернувшуюся змею — символ силы в мексиканской культуре.
Sheep Stool Studio AHEAD
Дизайн монолитного табурета рожден из противопоставления формы материалу и отсылает к линейке мебели Studio AHEAD. Предмет вдохновлен формами скальных образований калифорнийских пляжей. Оригинальные объекты из коллекции изготовлены из некрашеного войлока и отражают культуру Северной Калифорнии.
Cangrejo OiOiOi
Команда OiOiOi использовала вулканический камень для создания сиденья, поддерживаемого четырьмя стальными ножками. Строгое, но изящное основание создает иллюзию легкости и контрастирует с монолитностью каменной массы.
Ecos del Desierto AD HOC
Ecos del Desierto представляет собой исследование связи самой жизни и ее первоисточника. «Это дань уважения богатству и разнообразию природы, которая расцвела в, казалось бы, негостеприимной местности мексиканской пустыни», — рассказывают авторы.
Earth Cube Design WOW
С помощью своего предмета Юлия Селиванова и Лидия Микаелян пытаются найти почву под ногами. Эту стабильность в турбулентные времена дизайнерам дает природа — в частности, камень с его прочностью и выносливостью.
SEMBLANZA Пилар де Ариньо
Художественный, поэтический и визуальный язык мексиканской художницы и дизайнера Пилар де Ариньо в этой работе проявляется в исследовании разрушения и течения времени. Предмет символически освобождает формы и места от остатков памяти.
Butter Stool Garza STUDIO
Леонардо Гарса из Garza STUDIO исследует простоту в контексте эстетики и производственного процесса. Благодаря гибкой блочной конструкции табурет дизайнера можно разбирать и собирать, подобно кубикам LEGO, создавая новые объекты.
Юлия Селиванова архитектор, сооснователь галереиПока что мы планируем делать выставки два раза в год: во время Недели искусства в Мехико в феврале и Недели дизайна в октябре. Формат галереи мы видим как экспериментальный: будем пробовать разные подходы, приглашать новых участников. Наша главная миссия — создать профессиональное и творческое комьюнити, где люди будут обмениваться идеями и контактами своих мастерских, где в дальнейшем мы сможем привлекать к нашим будущим проектам новых авторов. Безусловно, нам хотелось бы познакомить весь мир с культурой и талантами Мексики. Было бы здорово поучаствовать со своими предметами в Миланской неделе дизайна, выйти на европейский и американский рынки.
Все фото: Alejandro Ramírez Orozco.