Роза пустыни: 10 арт-досторимечательностей Катара
Несмотря на некоторые попытки популяризации катарского искусства в России, мы все еще знаем об этом преступно мало, но всего одна поездка в Доху способна исправить эту ситуацию. В этом материале рассказываем о главных точках на арт- и архитектурной карте катарской столицы, от впечатляющих скульптур американского минималиста Ричарда Серры до фантазийного отеля по проекту эксцентричного Марселя Вандерса.
Художественный центр и арт-резиденция Fire Station
Современный арт-центр Fire Station на месте бывшей пожарной станции заработал в 2012 году — теперь здесь проходят выставки, причем не только местных, но и зарубежных художников. Весной, например, здесь выставляли Малевича. Организованная совместно с Русским музеем масштабная ретроспектива творчества художника стала первая по величине в арабском мире. Второе направление центра — девятимесячные резиденции для катарских художников старше 21 года. Мастерские расположены в старом пятиэтажном здании пожарной части — с впечатляющими круглыми окнами, которые придают светлым комнатам еще более «артистичный» вид. Каждый год с сентября по июнь здесь трудятся 20 артистов. Они занимаются не только графикой или живописью, но и медиа-артом, инсталляциями. В центре этих исследований — самые разные вопросы, от самоидентификации до феминизма.
Эмбрионы Дэмьена Хёрста
Гигантская инсталляция британского провокатора Дэмьена Хёрста называется «Чудесное путешествие» и представляет 14 гигантских бронзовых скульптур — от растущего в матке эмбриона до 14-метрового младенца. Расположенная на территории женского медицинского центра «Сидра», она обошлась заказчице — дочери шейха Аль-Маясса бинт Хамад бин Халифа Аль Тани — в $8 млрд и вызвала ожесточенные споры. Противники инсталляции апеллировали к обнаженности скульптур, причем об этом говорил и сам Хёрст. «В культурном плане, это первая обнаженная скульптура на Ближнем Востоке… Это очень смело», — сказал художник в интервью Doha News.
Плюшевый медведь Урса Фишера
В городе есть и другой эффектный паблик-арт: от огромного плюшевого медведя скульптура Урса Фишера в международном аэропорту Хамад до знаменитой паучихи «Мама» Луизы Буржуа в Национальном конференц-центре Катара.
Скульптуры Ричарда Серры в пустыне
Минималистичные скульптуры «Запад–Восток / Восток–Запад» американца Ричарда Серры — это четыре 15-метровые металлические пластины, выстроенные в один ряд на протяженности около километра. Несмотря на большие расстояния между скульптурами, их легко поймать в один кадр, и зрелище это по-настоящему впечатляющее. Скульптуры «выросли» в пустыне в 60 км от Дохи в 2013 году и с тех пор покрылись не только естественной патиной, но и рукотворными надписями, причем первое, что здесь написали, было «Jesus is coming soon». Сам Серра говорит, что «Запад–Восток / Восток–Запад» — это самая важная работа в его жизни.
KATARA Cultural Village
Основанная в 2011 года KATARA Cultural Village сегодня — холдинговая компания, которая занимается развитием культуры и искусства в Персидском заливе. Здесь базируются галереи, проходят профильные конференции и лекции. Один из самых интересных резидентов — галерея Al Markhiya, которая переехала в KATARA Cultural Village на время, а осталась на совсем. Сегодня у галереи, правда, есть и еще один дом — на территории художественного центра Fire Station. В художниках — в том числе, имена, уже знакомые нам по прошедшей Cosmoscow.
Помимо собственно галерей, KATARA Cultural Village интересна и сама по себе — увидеть стоит, например, золотую мечеть (буквально), амфитеатр и голубятню с занятыми белыми птицами окошками-иллюминаторами.
Национальный музей Катара
Спроектированный гениальным французом Жаном Нувелем Национальный музей Катара визуально напоминает розу пустыни, гипсовый цветок, который «вырастает» из песка, когда в пустыне идет дождь. Вместо того, чтобы стать новым музеем современного искусства, катарский музей концентрируется на культурном наследии Арабского залива — с древнейших времен до наших дней. В числе экспонатов — жемчужный ковер, одежды бедуинов и запах нефти, а еще инсталляция из 114 каллиграфических фонтанов французского художника Жан-Мишеля Отоньеля.
Но главное здесь все-таки архитектура — плоские пластины-лепестки врезаются в землю и в друг друга, формируя ни на что не похожую конструкцию не только снаружи, но и внутри, где на них проецируются завораживающие видео-инсталляции.
Музей исламского искусства
Музей исламского искусства построил Йо Минг Пей (Бэй Юймин), автор пирамиды Лувра. Белое здание-корабль будто причалило к берегу и соединяется с ним мостом как старинные арабские фелюги соединяются с набережной зыбкими мостиками. В деталях строения легко угадывается символ ислама — восьмиугольная звезда. Это и козырек перед входом в здание, и фонтан в центре атриума высотой в шестьдесят метров внутри, и детали декоративных решеток и светильников. Громадное «окно» высотой 45 метров раскрыто на воды залива, панораму полуострова Центральной части Дохи и зеленый клочок музейного парка. Там стоит еще одна скульптура Ричарда Серры — на этот раз 24-метровая, собранная из нескольких металлических пластин сразу.
Сам музей — сокровищница исламского искусства, внутри которого собрано порядка 10 000 самых произведений, от ковров и чеканных подносов до древних рукописей Корана. Экспозицию меняют с регулярностью в три месяца — коллекция настолько внушительна, что показать ее всю разом невозможно. Обратите внимание на искусные каллиграфические надписи, нанесенные на сабли и блюда, — из-за запрета на реалистичные изображения в мусульманской культуре каллиграфию здесь использовали вместо привычных европейскому глазу рисунков и орнаментов.
Национальная библиотека
Огромное здание, с виду напоминающее стопки выставленных округлыми корешками вперед книг, — проект бюро Рема Колхаса, создателя московского музея «Гараж». Залитое светом пространство блестит глянцем мрамора — из него сделаны даже книжные полки, которые здесь — продуманная часть архитектуры. В собрании — больше миллиона книг, не только бумажных, но и электронных, но больше всего поражает даже не это, а то, каким «дружелюбным» выглядит пространство. Вместо неудобных стульев и парт здесь — кресла-мешки и диваны. На втором этаже работает кафетерий и можно посидеть за компьютером. Получить и сдать книгу можно через специальный автомат — обойдясь без привычных очередей.
Мечеть в Education City
Национальная библиотека — фрагмент так называемого Education City, нового района, под завязку забитого впечатляющей архитектурой. Так, здесь же находится невероятная мечеть, которая так и называется — Education City Mosque. Здание, больше похожее на приземлившийся в пустыне космический корабль, представляет собой две переплетающиеся и устремленные в небо ленты — 90-метровые минареты, которые указывают в сторону Мекки.
Полное ощущение космического корабля не покидает и внутри здания — пол здесь заселен бирюзового цвета ковром, а глянцево-белый сводчатый потолок «усыпан» сияющими звездами. На фестивале World Architecture Festival 2015 эта мечеть получила главный приз в номинации «Религия».
Отель и ресторан Mondrian
Учитывая, какие в Катаре мечети, было бы странно ждать меньше от отелей — в Дохе достаточно впечатляющих примеров, но самый эффектный — это, пожалуй, отель и ресторан Mondrian Doha с хрустальными люстрами, расписанными вручную фресками и полной атмосферой «золотого века Голливуда», помноженной на национальный колорит Ближнего Востока. Автор проекта, эксцентричный голландец Марсель Вандрес, говорит, что сюрпризы ждут гостя здесь на каждом шагу, и ему безоговорочно веришь. Белые колонны в вестибюле усеяны золотыми яйцами, а хрустальные люстры с подвесками Swarovski заключены в огромные золотые колокола. В лаундже — круглые ковры с фотореалистичным изображением цветов от бренда Вандерса Moooi и фантазийные деревья, поддерживающие своими облакоподобными кронами белоснежный потолок. Черная винтовая лестница с резными перилами ведет в никуда, а все вместе это выглядит, как если бы одну из сказок «1000 и 1 ночи» написал автор «Алисы в Стране Чудес» Льюис Кэрролл.