Парк по формуле
«Самые крутые вещи начинаются, не тогда, когда политики перерезают ленточку, открывая парк, а когда туда приходят люди», — считает шеф британского архитектурного бюро LDA Design Бенджамин Уокер. Спорить с этим трудно. Но что именно необходимо сделать для того, чтобы начали приходить люди? Как сделать парк пространством, способным зарабатывать деньги на свое содержание? Как превратить его в интересное представителям разных поколений и социальных групп социокультурное пространство? Ответы на эти вопросы знают участники прошедшего в Казани Всемирного паркового конгресса World Urban Parks.
Управляя, вовлекай
В 2016 году в Казани при реконструкции одного из старейших в городе парка им. Урицкого подрядчики срубили дерево. Казалось бы, невелика потеря. Но это дерево — если быть более точным, столетняя ива, для жителей города было символом парка, а для кого-то и вовсе воплощением детских воспоминаний. «Она мешала нам проложить дорожку», — после того, как в социальных сетях и местных медиа поднялась волна народного гнева, публично оправдывалась строительная компания…
Парковые пространства для людей не могут создаваться в отрыве от людей — эта мысль была лейтмотивом выступлений многих мировых звезд градостроительства, урбанистики и ландшафтной архитектуры, в том числе, члена совета директоров Laura Fergusson Trust, директора World’s Most Liveable Cities Роба Смолла из Новой Зеландии.
Этого подхода Смолл придерживался в разработке проекта реконструкции одного из старейших в Австралии Ботанического сада в городке Джилонг (сам Смолл считает это своим самым успешным кейсом). Сад был основан в середине XIX века, и до начала XXI-го практически не менялся.
Последние 10 лет, предшествующим реконструкции Ботанического сада, регион Джилонг прожил в условиях жесточайшей засухи. Помимо того, что данный фактор негативно сказался на состоянии уже существующих насаждений, это накладывало существенные ограничения на выбор новых.
Людей надо заинтересовать, а для этого надо понять, чего люди хотят на этой территории.
Разрабатывая проект реновации Ботанического сада, мы задали себе вопрос: для чего он нужен людям? Останется ли он просто прогулочной зоной, или возьмет на себя просветительские и воспитательные функции?
Проект широко обсуждался с бизнесом, вкладывающим средства в реконструкцию сада, органами государственной власти и жителями Джилонга и окрестностей. В итоге в 2002 году миру предстал обновленный Ботанический сад, в котором открылись галереи для растений засушливого климата и представителей пустынной флоры. Коллекции растений были размещены в разных тематических зонах. Например, в «Съедобном саду» сегодня можно увидеть растения, которые обеспечивают человечество продовольствием. Во-первых, это заставляет людей задуматься об экологии. Во-вторых, дети должны знать, откуда появляется еда. Наконец, это может стимулировать людей сажать такие растения у себя на участках и прививать им культуру садоводства.
Берджесс Парк
Мировая урбанистика знает примеры, когда реновация общественного пространства может восприниматься жителями не просто негативно, но даже враждебно, как попытка отнять принадлежавшее им десятилетиями. Так произошло в случае с лондонским Берджесс Парком.
Статус парка территория, расположенная практически в центре Лондона, приобрела в 1939 году. Население местных районов считало эти 52 га «своими» во всех смыслах – здесь рыбачили, играли футбол, здесь же складировали мусор. На старте реконструкции я регулярно получал угрозы от местных «авторитетов». Стало ясно, что если парк будет обновлен без учета мнения местных жителей, то он, вероятно, из чувства протеста может быть даже разрушен. Тогда из представителей местного населения мы собрали «Группу друзей Берджесс парка», с которой согласовывали свои действия на каждой стадии.
Друзьями будущего парка могут и должны быть люди всех возрастов – в этом уверена российский архитектор, партнер «Проектной группы 8» Надежда Снигирева. Если вы спросите меня, для кого должно быть вовлечение, я скажу для всех, — говорит Снигирева. — Возрастное ограничение здесь 0+. Дети могут и должны участвовать в развитии городской среды. Вовлекая детей и молодежь, мы развиваем в них культуру соучастия, а, значит, и бережного отношения к вновь созданному.
Моделей много, цель одна
Участники конгресса уверены – чем больше парк удовлетворяет ожиданиям горожан, тем успешнее он будет и с финансовой точки зрения.
Ля Мехикана
Есть парки – например, «Ля Мехикана» в Мехико, которые на 100% содержатся и развиваются на частные средства. Правительство города выделило девелоперам участок в 88 га для многоэтажной застройки с условием, то значительную часть прибыли те будут инвестировать в развитие парка. Годовой операционный бюджет «Ля Мехикана» составляет около $2 млн и 70% из этой суммы обеспечивают застройщики. Остальные 30% формируются за счет доходов от проводимых в парке мероприятий и частных пожертвований со стороны других компаний.
Бюджет еще одного общественного пространства Мехико, Золотого призера премии International Large Urban Parks Awards – 2019, парка Bosque de Chapultepec (крупнейшего в Южной Америке) наполовину складывается из правительственных вливаний. Еще 50% годовых расходов покрывают средства больших и малых спонсоров, выручка от мероприятий (массовые ивенты и концентры для обеспеченной публики генерируют до $600 тыс. в год) и доходы от продажи брендированной символикой парка продукции. Аккумулирует средства и управляет ими созданный в 2004 году трастовый Фонд Pro Bosque, при этом все проекты в рамках программы развития парка согласовываются с Советом горожан.
Bosque de Chapultepec
Крупные международные мероприятия, проводимые в городе, для парков могут стать дополнительным стимулом для привлечения денег. Об этом свидетельствует опыт Казани, где в Дни проведения Чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills-2019 в парках, на недавно реконструированной набережной озера Кабан и пешеходной улице Баумана работали культурные площадки Чемпионата. За пять дней их посетили более 90 тыс. человек. Во многом благодаря этому за неполный 2019 год общественные пространства Казани сгенерировали порядка 7 млн выручки, хотя за весь 2018 год сумма их собственного заработка не превысила 2,7 млн рублей.
Спикеры Всемирного паркового конгресса World Urban Parks советуют не забывать и о таком инструменте привлечения денег в парк, как социальное инвестирование. И масштабы тут могут быть абсолютно разные.
Россия уже знает примеры, когда парк, общественное и природно-рекреационное пространство были целиком построены ил реконструированы на средства частных инвесторов. В их числе парк «Краснодар» в столице Кубани (возведен на средства бизнесмена Сергея Галицкого) и воссозданное силами «Трастовой компании «Татмелиорация» озеро Лебяжье вблизи Казани. Однако социальная инвестиция может выглядеть и как 150-метровая аллея крупномеров, высаженная в московских Сокольниках крупной нефтяной компанией или центральный фонтан большого розария в том же парке, ремонт которого профинансирован группой компаний по производству строительных материалов.
Стратегия вместо швабры
Если парковая отрасль сегодня переживает настоящий парковый ренессанс – с начала года в стране, в том числе, в рамках Национального проекта «Жилье и городская среда», более чем в 3 тыс. муниципалитетах создано порядка 7,7 тыс. общественных пространств, то регулирующее ее законодательство пока явно нуждается в совершенствовании.
Хорошо, если создание и дальнейшее функционирование крупных парков осуществляется в рамках специально разработанных регламентов – так было, например, в случае с «Зарядьем». Регламент парка занимает несколько томов в 300 страниц каждый (о том, насколько он подробен, говорит следующий факт: отдельный раздел в документе посвящен содержанию …150 тысяч дождевых червей, специально завезенных в парк для поддержки плодородия почвы). Но проблема в том, что данный регламент до сих пор остается внутренним документом «Зарядья» – парк до сих пор находится на балансе столичного ГБУ «Автодороги».
Привлечение общественных помощников чревато урезанием бюджета парка на следующий финансовый период. «Если работу можно выполнить бесплатно, зачем тратить на это деньги бюджета», – примерно такой логикой часто руководствуются балансодержатели российских парков.
В качестве одного из обязательных условий финансовой устойчивости парка эксперты конгресса назвали наличие грамотной команды управленцев. Это могло бы прозвучать банально, если бы не факт: «Зарядье», сданный в эксплуатацию, напомним, в 2017 году, – единственный российский парк, собственная администрация у которого появилась не после завершения строительства, а еще на стадии проектирования.
Первый директор «Зарядья» Павел Трехлеб (сегодня он директор столичного Парка им. Горького) рассказывает, что разработанная силами его команды культурно-просветительская модель парка была готова задолго до того, как закончилось проектирование будущей достопримечательности столицы.
В России есть восприятие, что директор парка – это человек, отвечающий за клининг, ремонт оборудования, текущее содержание площадок и конструкций и тому подобное. На самом деле, директор и его команда – это люди, заинтересованные в долгосрочном развитии парка, и знающие, чем он будет жить через 5, 10, 15 лет.
Фото с паркового конгресса (в том числе спикеров) предоставлены Фондом «Институт развития городов РТ».