Новый Проун к 100-летию ВХУТЕМАСа. Стенд Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ
Предсказывать тренды — неотъемлемая часть профессии дизайнера. Однако не менее важно оставаться в контакте с творчеством предшественников, особенно если речь о направлениях, ставших программными для развития искусства эпохи.
На Batimat Russia 2020 посетителям будет представлен стенд, посвящённый русскому авангарду. Проект подготовлен Школой дизайна интерьера НИУ ВШЭ, куратором который является Степан Бугаев — основатель студии «Точка дизайна» и сервиса Flatplan. Источник вдохновения — проуны Эля Лисицкого и столетие известной российской художественной школы ВХУТЕМАС.
Степан Бугаев куратор Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ, основатель студии «Точка дизайна» и сервиса Flatplan
Анна Доброковская автор стенда, архитектор-дизайнер
Екатерина Охватова автор стенда, выпускница Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ
«Холст картины стал для меня слишком тесным… и я создал проуны как пересадочную станцию от живописи к архитектуре» — сказал однажды Эль Лисицкий. Знал бы тогда знаменитый авангардист, что проект утверждения нового ляжет в основу очень прикладного и творческого направления — дизайна интерьеров. Сегодня в каком-то смысле это и есть «пересадочная станция» — тонкий и изысканный переход от художественного замысла до воплощения проекта в пространстве. Авторы стенда «Искусство, свет, тень» — архитектор-дизайнер Анна Доброковская, преподаватель Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ и выпускница Школы Екатерина Охватова — провели настоящее исследование возможностей влияния авангарда на современный дизайн. Лейтмотивом композиции стенда стало обращение к одному из проунов Эля Лисицкого (1921-1922).
Авторы проекта Анна Доброковская и Екатерина Охватова: «В основу композиции легли художественные приемы, характерные для авангарда: использование лаконичных форм и определенной цветовой палитры (черный, белый, красный). Объемная световая инсталляция в центре лаунжа создана по мотивам работы Эля Лисицкого и дополнена плоскостным изображением простейших фигур на стекле. Игра света и тени отражает концепцию стенда — тень, проецируемая с помощью светового прожектора на белую стену, делает прочтение многослойным».
Пространство разделено стеклянными перегородкам, что, с одной стороны, обеспечивает четкость зонирования и упрощает навигацию по стенду, с другой, не воспринимается как преграда. Подробности проекта пока не раскрываются — увидеть стенд своими глазами можно будет на выставке Batimat Russia, начиная с 3 марта.
Кстати, ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) — учебное заведение, образованное в 1920 году в Москве путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских. В основе программы преподавания Школы лежало 4 дисциплины: пространственная, объемная, графическая и цветовая, каждую из которых преподавали в нескольких вариациях: на плоскости, в объёме и в реальном пространстве. Среди преподавателей ВХУТЕМАСА были знаменитые деятели искусств — художники, архитекторы, скульпторы — среди которых Константин Мельников, Александр Родченко, Леонид и Александр Веснины, Владимир Фаворский, Эль Лисицкий, Алексей Щусев и многие другие.
На обложке: Проун Эля Лисицкого, лёгший в основу инсталляции. Фото: пресс-служба Школы дизайна интерьера НИУ ВШЭ.