От кухни будущего до скульптурной керамики: что смотреть на новой выставке выпускников Британки
До 15 сентября в Британской высшей школе дизайна на территории Центра дизайна ARTPLAY открыта выставка Факультета пространственного и промышленного дизайна. Экспозиция объединила лучшие проекты выпускников разных образовательных программ и курсов университета, от дизайна интерьера до сценографии и керамики. Рассказываем о концепции групповой выставки и работах, которые позволяют понять, что формирует и наполняет пространство вокруг нас.
Концепция и экспозиционный дизайн
По словам менеджера выставки и старшего менеджера по связям с индустрией Британской высшей школы дизайна Полины Черныш, идея объединенной экспозиции стала естественным продолжением философии творческого университета и, в частности, Факультета пространственного и промышленного дизайна. «Студенты факультета учатся дизайну и декорированию интерьера, промышленному дизайну и дизайну мебели, сценографии, ландшафтному дизайну и керамике. Мы создаем полноценную среду обитания — от жилых и общественных пространств до элементов, которые их наполняют», — рассказывает она.
На первый взгляд кажется, что это совершенно разные направления и между ними нет ничего общего, но при ближайшем рассмотрении становится понятно, что одно неотделимо от другого: без ландшафта нет дома, без дома нет квартиры или комнаты, без комнаты нет красивого функционального интерьера, а также дивана и кресла. А без красивой керамической скульптуры в гостиной нет уюта, к которому мы все стремимся.
Над дизайном экспозиции работала студентка второго курса программы «Дизайн интерьера. Базовый курс» Маргарита Савельева. Она сделала акцент на создании сценария для посетителей, который позволил бы выгодно подчеркнуть представленные работы и был интересен не только своей визуальной составляющей, но и самим маршрутом следования.
Основной идеей дизайн-концепции было зонирование помещения, чтобы посетители могли курсировать от зоны с одной смысловой нагрузкой к другой, постепенно открывая для себя все представленные экспонаты. Было трудно абстрагироваться от восприятия аудитории как учебного пространства — наоборот, нужно было представить его как выставочную площадку, где найдется место для всех направлений факультета. Сравнивая изначальные визуализации с итоговой реализацией, можно сказать, что они практически идентичны. Конечно, это во многом заслуга командной работы, где кооперация людей и общая вовлеченность в итоге обернулись классным результатом, которым можно гордиться.
Проекты
ДекорированиеГостеприимный Дом-Галерея на Арбате Анастасия Ермилина, Юлия Чурбанова, Марина Глебездина
В основе декораторской идеи лежит уважение к истории и уникальности Старого Арбата. Здание отеля Mercure, впитавшее энергию места за более чем 200-летнюю историю, сохраняет атмосферу французского дома, наполненного аутентичными вещами, которые подчеркивают русский дух и культурный код. Авторы разработали концепцию проекта за полтора месяца под руководством куратора Ольги Розет, дорабатывая детали в процессе. Их главной задачей стало сохранение планировки отеля при добавлении декораторских приемов с русской аутентичностью и французским флером. Дизайнеры использовали монохромную палитру с яркими акцентами и разнообразием фактур, объединив пространство с помощью современного искусства и работ российских мастеров. Проект предполагал формат отеля-галереи, где гости могли бы не только любоваться искусством, но и приобретать его.
Промышленный дизайнЭкосистема кухни будущего Иннокентий Скорняков
Концепция Иннокентия Скорнякова основана на упрощении использования кухонной техники и предлагает новые сценарии взаимодействия, которые уменьшают усилия пользователя. Идея возникла в ходе дизайн-исследования, где автор заметил, что много действий на кухне связано с наполнением емкостей водой и их перемещением. Дизайнер вдохновился футуристическими идеями, особенно работами Даниэля Саймона и его концептом Bubbleship. «Я люблю готовить, поэтому было интересно исследовать и переосмыслять предметы, с которыми взаимодействую каждый день. Однако несколько раз приходилось сильно пересматривать дизайн после проигрывания сценария использования. Периодически возникали трудности, связанные с гармоничной композицией устройства и с моделированием сложных поверхностей», — рассказывает Иннокентий о процессе работы.
Ландшафтный дизайн Песнь Воды Елена Семенова
В основе концепции лежит сочетание современного природного стиля и классики. Получив данные участка и фотографии дома, дизайнер решила разбавить классический интерьер современными элементами и сделать планировку лаконичной для визуального увеличения пространства. Основным источником вдохновения стали работы ландшафтного архитектора Энтони Пола и его водные сады, где вода усложняет рельеф и расширяет пространство.
«Я хотела показать, что вода бывает разной и влияет на нас. Пруд в центре символизирует “спокойную воду”, биоплато вокруг него — “живую”, а водные ступени — “бурлящую воду”. У дома размещен арт-объект “бегущая вода”, звук которого можно слушать с веранды. Такое разнообразие позволяет заказчику выбирать зоны отдыха под настроение. Зонированию я уделяю особое внимание. Расширить небольшой участок удалось благодаря созданию зон уединения: костровище в лесной части для приватности и плавательный пруд как яркое и заметное место».
Керамика На дне морском и Компаньон Шалагина Маргарита
Основной идеей при создании работы «На дне морском» стало переосмысление зооморфных форм. Автор вдохновлялась морскими обитателями, в частности, кораллами и ракообразными. В результате возникла идея создания скульптуры в виде остатка панциря, клешни некоего существа.
В работе «Компаньон» Маргарита тоже использовала зооморфные формы, но при этом сделала акцент на тактильных характеристиках. «Самым трудным в процессе изготовления стала лепка полой тонкостенной формы, для поддержки которой в нужном положении пришлось использовать картонный макет», — отмечает она.
Керамика Серия скульптур Алла Солдатова (Милас)
Серия скульптур Аллы Милас исследует связь между внешним обликом и внутренним миром человека, а также природу и животное царство. Для автора было важно, чтобы зритель размышлял о гармонии между тем, что он показывает миру, и тем, что скрыто внутри него, осознавая свою ответственность. На эту работу художницу вдохновили обитатели подземного царства, особенно их уникальные органы чувств. Создание скульптур стало выражением этой темы: зрителю предлагается ощутить формы и текстуры, замедлить время и сосредоточиться на настоящем моменте.
Керамика Ваза «Чужая душа-потемки» и работа «Невыгоревшие спички» Анна Микаелян
В основе концепции вазы «Чужая душа-потемки» лежит идея о том, чтобы сделать всех людей частью скульптуры. Автор черпала вдохновение в фотографиях, где семья смотрит телевизор: «Эта сцена создала ощущение, что я наблюдаю за ними, как за живыми персонажами и знаю их». В работе «Невыгоревшие спички» Анна стремилась сделать спички антропоморфными, наделить их чувствами и эмоциями. Автора волновала тема семьи, поэтому она решила показать разные стадии отношений через образы предметов.
Сценография Опера Руслан и Людмила. Большой театр, Новая сцена Елена Митрофанова
В основе концепции сценографии к опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки лежит размышление об одиночестве, смерти и освобождении. Зритель погружается в загробный мир, основанный на русском фольклоре. «Я представляю Людмилу старушкой, которая всю жизнь ждет своего погибшего молодым Руслана и встречает его уже после смерти. Несмотря на яркость и насыщенность оперы, я решила смягчить ее визуально, сделав сценографию более сумрачной», — отмечает автор. Вдохновением для создания концепции послужила книга Дмитрия Антонова и Михаила Майзульса «Анатомия ада: Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии». В процессе Елена использовала метод драматургических смен в сценографии, которые стали основой ее подхода.
Помимо демонстрации работ выпускников всех направлений факультета, немаловажной задачей команды выставки стало создание кросс-дисциплинарной среды для нетворкинга и новых знакомств. «Мы хотим, чтобы на выставке авторы и посетители находили творческих и бизнес-партнеров, чтобы рождались коллаборации и новые проекты. Для студентов и выпускников такие проекты — это отличная возможность заявить о себе сразу после окончания обучения. Идея в том, чтобы выпускники разных направлений продолжали сотрудничать: например, дизайнеры общественных интерьеров могли находить ландшафтных дизайнеров для своих проектов, а декораторы и дизайнеры интерьера — приглашать к сотрудничеству мебельных дизайнеров и керамистов», — дополняет Полина Черныш.
Кроме того, команда организовала параллельную выставку, посвященную изобразительному искусству: она проходит с 4 по 22 сентября как часть общей экспозиции факультета.
Фотографии предоставлены пресс-службой Британской высшей школы дизайна.