Споры и компромиссы между историей и современностью в контексте архитектуры Москвы
Взаимоотношения современной и исторической архитектуры часто балансируют на грани конфликта. Профессионалы экспериментируют, интегрируя угловатые стеклянные конструкции в здания эпохи барокко, играя с фасадами и различными элементами. Иногда подобные опыты оборачиваются успехом, а иногда становятся градостроительной ошибкой. Мы поговорили со студентами магистратуры МАРХИ Александрой Скабичевской и Алексеем Капустиным и попытался разобраться в том, как правильно вписать новые постройки в исторический контекст города.
Принцип сомасштабности в историческом облике города
После Первой мировой войны и крушения империй, которые спонсировали высокое искусство, архитектура ушла в русло некоего бытоустроения, стала утилитарным средством. Исторические памятники, которые мы сегодня имеем, – последние свидетельства высокого искусства в архитектуре.
Один из основных принципов исторической застройки – сомасштабность: зная свою природу и окружающую среду, человек ждет от архитектуры того же самого, природного масштаба восприятия. Предположим, мы видим дерево издали. Когда оно уходит в воздушную перспективу, мы видим его силуэт; когда мы подходим ближе, видим светотень на нем, чувствуем его объем; когда мы подошли совсем близко, видим его кору. Человек подсознательно ждет от архитектуры того же, поэтому, когда он видит здание издали, он воспринимает его силуэт. Если он подходит ближе, и от здания остается, по сути, тот же силуэт, подсознательно человеку не хватает информации. И это всего один аспект, который ушел из архитектуры, на самом деле, их тысячи.
Архитектура авангарда и ее влияние
В начале XX века в архитектуру и в живопись пришла мода на радикальное отрицание фактора преемственности в творчестве, очень воинственная и радикальная. Взять, например, статью Малевича, написанную им еще в дореволюционной России, «Архитектура как пощечина бетоножелезу». Он ходит по Москве и мечтает о том, как все эти проклятые особнячки с лепниной снесут и все станет квадратно-угловое. Люди, настроенные подобным образом, воспитали наших педагогов, которые сегодня учат студентов вести себя относительно традиционного искусства подобным образом. Как явление радикальное, дерзкое, архитектура авангарда очень интересна. Но когда это явление для своего дальнейшего существования хочет загубить то, что существовало до, это уже неправильно.
Это отрицание преемственности стерло умение профессионалов делать так, как раньше. Теперь это не только нежелание следовать тому, что было до, а еще и неумение. Но если мы хотим добиться сложных художественных форм, которые были у архитектуры прошлого, нам нужно то же образование. Тогда мы сможем научиться интегрировать историческую архитектуру в современный контекст, в мир новых технологий. Но для этого нужны реформы, в том числе в профессиональном архитектурном образовании, и в первую очередь нужно вернуть преемственность в творчестве, которую так отрицали авангардисты.
Москва-Сити в контексте города, фото: vilgun.livejournal.com
Исторический центр Москвы сегодня
В сегодняшней Москве очень легко снести историческое здание – примеров много, и законы градостроительства, построенные на природном подсознательном чувстве гармонии у человека, при этом совершенно не учитываются. На Садовнической улице в Замоскворечье стоит красивый храм святителя Николая в Заяицком. Недавно там вырос новый деловой центр, выстроенный вместо исторической застройки. Он настолько высокий, что загораживает храм. Раньше улица замыкалась красивым силуэтом храма, а сейчас там стоит здание, похожее на кофеварку, которое игнорирует все законы, соблюдавшиеся в исторической Москве в течение всей истории ее формирования.
Мы должны понимать: историческое наследие оставлено нам не только в форме, в лепнине, в красивых интерьерах или парадных, оно оставлено в пространстве, в том, как наши предки использовали его, как выстраивали на точках рельефа доминанты. Кремль – самая важная смысловая доминанта во всем бассейне нынешней реки Москвы. Люди, которые сегодня строят, с этим не считаются, но это была философия, разработанная на протяжении нескольких веков.
Характерный пример – парк «Зарядье», реконструкция которого завершится в этом году. Все его объекты идут вразрез с общей городской панорамой.
Архитектура одного имени
Иногда архитектором движет желание утвердиться за счет постройки, потешить свое самолюбие, и он забывает о том, что в первую очередь нужно вписать свое здание в уже существующую архитектурную среду – это принцип композиции, который можно увидеть в любом учебнике по архитектуре. Они учат в первую очередь не противоречить архитектурной среде, которая сложилась, а в нее вливаться, демонстрировать на нюансах особенности времени, современного творцу. Человек все равно почувствует принадлежность здания к тому или иному историческому периоду. Раньше архитектор работал, учитывая то, что было сделано до него, и задумываясь о том, что будет после. Взять даже архитектуру 50-х годов, Сталинские высотки: выделяясь, они тем не менее вписываются в силуэт города, увеличивают масштаб силуэта исторического центра Москвы и транслируют его на более далекие расстояния от центра. Это философски очень хорошая идея, и если бы этот принцип соблюдался сегодня, Москва-Сити не вторгалась бы в панораму Кремля – это колоссальная градостроительная ошибка, которая испортила самый знаковый вид города.
Архитектор, как и любой специалист, должен в первую очередь удовлетворять запрос общества, а не работать на собственное имя. Но сейчас он оторван от общества, и этот разрыв становится все больше. Когда И. Жолтовский проектировал Дом на Моховой, во время одного из парадов с него сдернули леса. Люди увидели здание и зааплодировали – настолько это было красиво. Сегодня такого не будет: общество не понимает того искусства, которое преподносит ему архитектор. А все потому, что современная архитектура переходит в плоскость, которую обычный человек не может воспринимать в качестве искусства.
Восстановление исторического кода московской ДНК
Визуализация ансамбля Чудова и Вознесенского монастырей на территории Кремля, Александра Скабическая, Алексей Капустин
Восстановление утраченного – это то, к чему мы пришли на данный момент. В то же время у нас есть вторая линия: мы возвращаемся к истокам, к тому времени, когда все оборвалось, и оттуда пытаемся заново начать отсчет, с учетом новых технологий. Проект, которым мы занимаемся последние несколько лет, – восстановление ансамбля Чудова и Вознесенского монастырей, который был в Московском Кремле. На месте двух монастырей, снесенных в 1930-е годы, было построено большое административное здание, которое диссонирует с окружающей обстановкой. Изучив огромное количество материалов, мы восстановили этот памятник в качестве виртуальной модели. на сегодняшний день он невозможен в реализации, но мы не перестаем бороться: пишем научные работы, выступаем на конференциях, российских и международных, собираемся в дальнейшем преподавать и взращивать новое поколение архитекторов. И все ради того, чтобы появлялась архитектура, которая будет вписываться в общий градостроительный ландшафт, а не противоречить ему. Это главная задача архитектора.
Фото на обложке: Dmitry Mordolff