Hermes за кулисами: как это было
В сентябре в Музее Москвы прошла выставка «Hermes за кулисами». Девять «ремесленников Hermes» демонстрировали и показывали всем желающим изнанку святая святых – процесс создания культовых аксессуаров и вещей известного модного дома. Дизайнер из Израиля, основатель бренда шелковых платков и украшений Para Ruk Israel, Анна Шендерова сходила на выставку и рассказывает о своих впечатлениях.
Анна Шендерова основатель бренда шелковых платков и украшений Para Ruk Israel
Седельник, кожевник, печатник по шелку, кеттельщица, мастер-стеклодув, перчаточник, создатель галстуков, гравер по шелку, художник по фарфору – у каждого из мастеров своя зона, с каждым можно пообщаться и задать свои вопросы, подглядеть за творческим процессом, увидеть производство знаковых вещей Hermes вживую, а не на картинке, прикоснуться своими руками к материалам и готовому изделию.
Вот здесь художница по фарфору демонстрирует процесс нанесения оригинального и неповторимого рисунка на фарфоровую тарелку. Краски подготовлены, художник по фарфору наносит контур – для этого при создании используется твердое перо, а сам рисунок наносится с помощью кисти из ворса соболя. Чтобы защитить уже окрашенные области, вокруг контура рисунка наносится слой лака, который в дальнейшем снимается как пленка.
Один из этапов создания росписи по фарфору – обжиг. После нанесения краски становятся частью эмали, которая плавится в течение нескольких обжигов при температуре 800°С. Сам факт того, что для создания изделия может потребоваться целых шесть или семь таких обжигов уже говорит о трудоемкости процесса.
Идем дальше – впереди, пожалуй, самый большой и растянувшийся стенд, возле которого уже потихоньку собирается толпа, облепившая стол мастера со всех сторон. Здесь печатник по шелку создает на глазах любопытных гостей выставки культовый платок-каре Hermes. Ведущий просит не снимать видео, так как все-таки технология и формула были отточены годами и держатся в секрете, но кого это останавливало?
Так называемый метод «Лионской печати» используется шелкографом для создания рисунка на саржевом шелке.
Техника названа в честь города Лиона – именно в нем ее и изобрели в 1930-х годах.
Для каждого цвета берется новая стальная рамка с покрытием из тонкой сетки, мастер устанавливает ее поверх натянутой ткани. Затем, заливает необходимую краску и с помощью валика наносит на ткань первый цвет. Все цвета наносятся на шелк в строго определенной последовательности. В конце, уже после нанесения всех цветов, ткань высушивают, стирают и готовят к порезке в форме платков.
Для справки – печатник может выполнить рисунок практически любой сложности. К примеру, для платка Wa’ko-ni требуется до 15 таких рамок. После презентации любопытствующие зрители задают всевозможные каверзные вопросы, пытаясь узнать как можно больше секретных деталей создания платка. На что ведущий – представитель марки вежливо отклоняется, напоминая о том, что все детали процесса создания не могут быть так просто раскрыты.
Двигаюсь дальше – здесь же, рядом с шелкографом стенд гравера по шелку.
Создание культового платка Hermes – процесс не быстрый, и порой может занимать от шести месяцев до двух лет! Что же так долго можно делать, спросите вы? Итак, здесь на выставке я и узнала, что процесс создания самого рисунка художником может занимать до полугода. После этого процесс переходит к граверу по шелку, он же – графический дизайнер, который с помощью графического планшета разбивает рисунок на определенное количество слоев. Количество слоев зависит от числа цветов в рисунке. И этот процесс также может занимать до шести месяцев. К примеру, на создание рисунка состоящего из 30 цветов у мастера может уйти от 400 до 600 часов работы. А работа со сложными рисунками может занять до 2000 часов. Процесс создания шелкового аксессуара занимал меня особенно сильно, так как я сама в тот момент находилась на стадии разработки новой коллекции шелковых платков для своего бренда.
В конце заглянула в зал, где показывали фильм о Hermes, как о социально ответственной компании. Разные изделия могут производиться в разных местах, к примеру, в маленьких провинциальных городах Франции – создание новых рабочих мест, занятость населения таких населенных пунктов, где работник становится ремесленником и с радостью идет на свою работу, получая от нее истинное удовольствие. Рабочие места для людей с ограниченными способностями и так далее.
Выставка получилась невероятно вдохновляющей. И стала настоящим событием, демонстрирующим и раскрывающим тайну мастерства, а также приближающее к осмыслению ценности каждой вещи – так создается роскошь, за которой стоит труд мастера и его интеллект, личность.