Точки зрения: гид по новой выставке в Музее русского импрессионизма
Совсем скоро в Музее русского импрессионизма откроется новая выставка под названием «Точки зрения». На этот раз кураторы расскажут о развитии жанра портрета и способах представления человека на рубеже XIX–XX веков, а помогут им в этом работы Ильи Репина, Бориса Кустодиева, Владимира Татлина, Зинаиды Серебряковой и других известных художников. О том, что подготовил музей, и какие работы можно будет увидеть на выставке, рассказываем в нашем гиде.
Живописцы, графики и скульпторы; реалисты и новаторы; участники «Мира искусства» и «Голубой розы», школы Павла Филонова и «Бубнового валета» — это лишь некоторые примеры направлений, школ и объединений, встречающихся на экспозиции «Точки зрения». У выставки говорящее название: с помощью портретов и автопортретов известных художников организаторы предлагают зрителю сравнить разные взгляды на способы представления человека. В проекте участвуют произведения из многих государственных собраний, в том числе из Русского музея, Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, а также из частных московских и петербургских коллекций.
Портрет Роберта Фалька
Елизавета Потехина. Портрет Роберта Фалька. 1910-е. Музей-заповедник «Абрамцево»
Как признавался советский художник Роберт Фальк, термин «портрет» он не любил, хотя он и оставался одним из его основных жанров. Живописец и участник объединения «Бубновый валет», Фальк оказал большое влияние и на творчество одной из своих жен — Елизаветы Потехиной. Именно она написала редкий портрет художника, который обычно не любил позировать другим авторам. Супруга запечатлела Фалька непривычно счастливым и улыбающимся — полная противоположность его образу на сохранившихся автопортретах. Картина отличается упрощенным рисунком, яркими цветовыми пятнами и плоскостным пространством.
Автопортрет Владимира Татлина
Владимир Татлин. Автопортрет. Костромской государственный художественный музей
Крупный представитель русского авангарда и один из пионеров конструктивизма, Владимир Татлин запомнился еще и как мастер живописных работ, хотя их сохранилось немного. В своем автопортрете, который сейчас хранится в Костромском государственном художественном музее, Татлин использовал упрощенные формы и контрастные цвета. Эта картина — яркий пример плоскостной композиции, которую художник часто использовал при написании портретов.
Автопортрет Александра Родченко
Александр Родченко. Автопортрет. 1920. Частное собрание, Москва
Еще один герой конструктивизма, а также родоначальник дизайна и рекламы в Советском Союзе, Александр Родченко работал в разных стилях — от супрематизма и кубофутуризма до абстракции. Прежде чем заняться созданием мебели и предметным дизайном, художник активно занимался организацией персональных выставок, на которых демонстрировал свою живопись и коллажи. Автопортрет Родченко, написанный в 1920-м году, получился максимально обобщенным. Геометризованная композиция воплощает представления художника об искусстве, основанные на отрицании единства формы и цвета.
Портрет Исаака Бродского
Борис Кустодиев. Портрет Исаака Бродского. 1920. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург
Борис Кустодиев был учеником Ильи Репина и закончил академию художника Исаака Бродского. Жанр портрета стал визитной карточкой автора в начале художественной карьеры — некоторые из работ особенно оценили европейские музеи и галереи. Героем его знаменитой акварели, написанной в этом жанре, стал Бродский, который долгое время помогал Кустодиеву, активно приобретая его работы.
Автопортрет Мартироса Сарьяна
Мартирос Сарьян. Автопортрет. Государственный музей Востока
Советский художник Мартирос Сарьян стал «проводником новой живописи» в Армении. Выпускник мастерской Валентина Серова и Константина Коровина, он соединял в своих работах сначала черты символизма, а затем — фовизма. Автопортрет как жанр часто встречается в коллекции полотен Сарьяна: обычно художник изображал себя одного на фоне горного пейзажа, а также с женой и другими членами семьи. На работе, написанной в 1933-м году, художник запечатлел себя с маской — этот образ он нашел во время путешествия по Египту. Произведение построено на контрасте живого и динамичного лица художника и лишенной эмоций маски.
Автопортрет Василия Беляшина
Василий Беляшин. Автопортрет с самоваром. 1922. Собрание Р. Д. Бабичева, Москва
Живописец Серебряного века Василий Беляшин тоже занимался у мастеров своего дела — Валентина Серова, Ильи Репина и Василия Матэ. В его автопортрете от 1922-го года прослеживается ироничное отношение автора к ярким чертам своей внешности — например, ярким рыжим усам. Помимо собственного изображения, художник использовал в работе сцену традиционного русского чаепития с самоваром — именно натюрморт здесь выступает центром композиции.
Среди других произведений на выставке зрители смогут открыть для себя «Автопортрет с неизвестной» Михаила Ларионова из собрания Третьяковской галереи, который будет экспонироваться впервые, работу Роберта Фалька «Лиза в голубой шали» из коллекции Орловского музея изобразительных искусств, ранее не представленную в Москве, и множество других полотен.
Выставка «Точки зрения» будет открыта в Музее русского импрессионизма с 9 июня по 2 октября.
На обложке: Константин Чеботарев. Портрет Александры Платуновой. 1933. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.