Ткачество, 3D-сканы и одежды из стекла: что смотреть на выставке «ВЫПУСК’24»
До 8 декабря в парке «Зарядье» в третий раз проходит междисциплинарная выставка молодых художников «ВЫПУСК». Как и в случае с прошлыми изданиями, проект этого года объединил на одной площадке дипломные работы недавних выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы. В экспозиции принимают участие авторы из 22 столичных учебных заведений, а диапазон представленных жанров и направлений варьируется от живописи, графики и скульптуры до инсталляций и произведений из керамики, стекла и текстиля. Рассказываем о ярких работах, на которые стоит обратить внимание.
Венера Елена Сурова Universal University, Московская школа современного искусства
Работа Елены Суровой представляет собой жесткую структуру, которая скрывает внутри себя хрупкую, но при этом упорную сеть. «Линии, натянутые до предела, словно иллюзия прочности, лишь кажутся нерушимыми. Внутреннее напряжение всегда на грани, но оно не ломается, а создает новые формы жизни. Сила не в сопротивлении, а в искусстве балансировать, создавая пространство для нового понимания. Сталь и капрон взаимодействуют, словно противоположности: одна защищает и ограничивает, а другая подстраивается и стремится вырваться наружу», — рассказывает автор о своем проекте.
От колыбели к алгоритму Екатерина Мацеля Universal University, Британская высшая школа дизайна
Серия работ «От колыбели к алгоритму» демонстрирует трансформацию алгоритмической природы ткачества в графический образ. Екатерина Мацеля воспроизводит историю своей семьи в ткацких полотнах, в которых зашифрована инфографика поворотных точек жизни четырех родственниц автора в возрасте от 4 месяцев до 87 лет. Как отмечает художница, полотна побуждают зрителя к размышлениям о плотности времени и взаимосвязи женских судеб внутри одной семьи. В работе использованы различные техники, в том числе скан, компьютерные программы и ризографическая печать.
Триптих «Цветы» Алика Галимова Школа дизайна НИУ ВШЭ
Творческая цель художницы Алики Галимовой — создавать красоту везде, даже там, где об этом и не знают. «Ведь насилие порождает насилие, а значит, что и с красотой станет так же. И мы начнем радоваться и рассветам, и цветам, и забавной фигурке фламинго на розовой свечке, которая была тут всегда, это просто мы были не здесь. А были где-то, где все серое, грязное и холодное. Но, может, уже пора выбираться оттуда? Может, просто разрешить себе видеть лучше, чем виделось до этого, и замечать то, что не замечалось. И тогда, может, и мы все станем лучше. Или наконец-то просто увидим то лучшее, что уже есть в каждом из нас», — рассказывает художница.
Серия «Думочки» Ираида Разенкова Школа дизайна НИУ ВШЭ
«В детстве я собирала в тетрадке пословицы и поговорки, а последние семь лет записываю в бесконечную заметку коллекцию услышанных от друзей или знакомых фраз. Глубокие и смешные, тонко описывающие состояния, они становятся моими личными фразеологизмами», — отмечает Ираида Разенкова. В своем проекте «Думочки» она облекает записанные мысли в физическую форму подушек-думочек, распространенных на Руси и названных так потому, что на них не спали, а размышляли о жизни.
ЛандшафтЕвгения Байгалиева Школа современного искусства «Свободные мастерские»
В работе «Ландшафт» Евгения Байгалиева обращается к представлению образа тела как поверхности — ландшафта или карты звездного неба, — подлежащей изучению. Ведь конфигурация родинок на поверхности тела уникальна для каждого человека и в то же время изменчива. «Столь пристальный взгляд на тело, с одной стороны, позволяет глубоко вторгнуться в личное пространство, обычно скрытое от посторонних глаз. А с другой, подобный формальный принцип формирует дополнительную дистанцию со зрителем: представленная поверхность ничего не сообщает о своем обладателе», — отмечает Евгения.
Коллекция костюма TRANSPARENT ILLUSIONS Давид Мелик-Агамирян Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина, Институт искусств
В основе концепции проекта — обнажение истинной красоты, которую невозможно скрыть чем-либо. Все основные элементы моделей полностью созданы из стекла: применение этого материала отражает хрупкость стремления покрыть недостатки личности изящным костюмом. По задумке автора закономерное развитие ритмов и членений формы образует разную степень романтичности образов благодаря мягкой фактуре стеклоткани, отраженной в жесткой фактуре стекла.
Из серии «Офис» Татьяна Серова Институт современного искусства Иосифа Бакштейна
«“Мир есть факты в логическом пространстве”, — утверждал Людвиг Витгенштейн. Проект “Офис” подчеркивает важность эстетики 3D-сканов и уникальность каждой модели, — рассказывает Татьяна Серова о своей работе, представленной на выставке. 3D-сканы офисного пространства моделируются на основе данных, полученных камерой. Если физический мир состоит из фактов, то существует факт языка программирования, который моделирует реальность на основе логики и данных, заданных человеком. То есть пространство, возникающее из-за ошибок и неточностей программы, тесно связано с реальным миром, даже если не способно в точности его воссоздать».
Бессонница Александра Мелешкова Институт современного искусства Иосифа Бакштейна
Александра Мелешкова описывает свой проект так: «Название и сама работа допускают разную интерпретацию: и буквальное изображение состояния, и метафору отношений с другими людьми. Можно прочувствовать изматывающее состояние бессонницы, опыт мучения в себе. С ним встречаются разные люди: тут можно увидеть общность персонажей, которые переживают одно и то же, но это их не объединяет. С другой стороны, мы можем увидеть в работе одно страдающее лицо, которое распадается на круговорот разных уровней отчаяния».
На обложке: экспозиция «ВЫПУСК’24». Все фотографии предоставлены пресс-службой выставки.