История одного здания: Tribune Tower в современной интерпретации
Когда в 1922 году был объявлен конкурс на проект «самого красивого офисного здания в мире», заявки подали почти три сотни архитекторов со всего мира. Победил проект архитекторов Джона Мида Хауэллса и Раймонда Худа, которые и удостоились чести построить на Мичиганском проспекте в Чикаго выдающийся небоскреб.
Их Tribune Tower – выдающийся 36-этажный небоскреб в неоготическом стиле и с контрфорсами у вершины (они особенно живо вырисовываются в свете прожекторов ночью) – хоть и получил главный приз и право на реализацию, едва ли сильно превосходил соперников. Достойных проектов было так много, что многие из них, так и оставшись на бумаге, все равно оказали значительное влияние на архитектуру небоскребов будущего. Таким был, например, небоскреб финна Готлиба Элиэля Сааринена, отпечаток которого явно вырисовывается в том числе на последующих проектах Раймонда Худа. Словом, работы были так хороши, что год спустя компания Chicago Tribune, затевавшая конкурс, выпустила их отдельным изданием, а потом даже отправила гастролировать по миру в рамках поп-ап выставки. Она тогда привлекла большое внимание общественности, причем вопрос не терял актуальности вплоть до 1980-го года, когда архитекторам-современникам снова предложили представить свою вариацию на тему Tribune Tower. Участие в проекте приняли самые влиятельные архитекторы того времени.
Фото: Kendall McCaugherty
В этом году сооснователь архитектурного бюро Johnston Marklee и куратор Чикагской архитектурной биеннале Шерон Джонстон предложили уже нашим современникам проинтерпретировать знаменитый небоскреб. Пятнадцать альтернативных проектов легли в основу монументальный выставки «Вертикальный город», которая пройдет в рамках второй биеннале архитектуры в Чикаго. Вместо рисунков здесь – крупномасштабные модели, трансформирующие экспозиционный зал в галерее Дориана Ятса в уменьшенную копию замысловатого города. «Мы решили, что сейчас самое подходящее время, чтобы пересмотреть концепцию небоскреба: несмотря на внушительный размер, эта башня до сих пор куда более человечна, чем современные высотки», – отметил Марк Ли из Johnston Marklee.
Среди моделей – башня из стеклянных кубиков нью-йоркцев MOS Architects, высотка из алюминиевых трубок архитекторов из Мадрида Ensamble Studio и небоскреб-тотем лондонской студии 6a architects. Другое лондонское бюро, Sam Jacob Studio, не стало придумывать ничего кардинально нового. Они взяли элементы оригинального небоскреба Tribune Tower и перемешали их с элементами проекта австрийского архитектора Адольфа Лоза (он тоже представлял свой проект на конкурс в 1922 году). Результат – многоуровневые фасады, сосредоточенные вокруг центральной колонны, установленной на массивном кубе как на пьедестале. Архитектор из Мексики Татьяна Бильбао тоже продемонстрировала оригинальный подход. Для строительства своей (Not) Another Tower она привлекла несколько небольших американских и мексиканских студий, а также студентов Колумбийского университета. Каждый из них спроектировал свою часть башни, которые Бильбао затем собрала воедино. Башня получилась беспорядочной, заполненной крошечными комнатами, лестницами и прочими самыми разными конструкциями. Лондонская студия Serie Architects засеяла свою белую башню с открытой структурой яркой миниатюрной мебелью, а архитекторы из Берлина Kere Architecture представили небоскреб в виде синего цилиндра с круговыми отверстиями со всех сторон.
Фото: www.davincilifestyle.com
Чикагская архитектурная биеннале открывается для публики 16 сентября и продлится до 7 января. Выставка посвящена теме «Make New History». «Создавать новую историю» и показывать, как современная архитектура работает с наследием времени, будут на примерах построек, инициатив и активистов. Первая биеннале архитектуры состоялась два года назад, и тогда ее посетили посетили 530 тыс. человек, что в два раза больше рекордных цифр Венеции 2015.
Фото на обложке: Kendall McCaugherty