«Русское искусство в Нью-Йорке 1924»: что смотреть на выставке в Музее русского импрессионизма
В 1924 году в Нью-Йорке прошла самая масштабная Выставка русского искусства: более тысячи работ сотни лучших авторов. Экспозиция предполагала продажу произведений, поэтому русские мастера представили на ней свои лучшие творения. Среди покупателей картин — дизайнер Луис Комфорт Тиффани, бизнесмен Чарльз Крейн, Фёдор Шаляпин и Сергей Рахманинов. 16 сентября в Музее русского импрессионизма открылась выставка-исследование «Другие берега. Русское искусство в Нью-Йорке 1924» — спустя почти сто лет, посетители смогут снова увидеть вместе эти знаковые произведения. Мы подготовили гид по выставке, который поможет вам лучше познакомиться с экспозицией.
Константин Юон. Трапезная Троице-Сергиевой лавры 1922. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Константин Юон в 1894–1900 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1900-го уже возглавлял частную художественную школу К. Ф. Юона и И. О. Дудина. Его учениками были, в частности, Александр Куприн и Вера Мухина. Константин Юон также стал одним из организаторов Союза русских художников и членом художественного объединения «Мир искусства». Любимым жанром мастера был пейзаж. Художник много путешествовал по старинным русским городам, писал их виды с церквями и площадями.
Всего на выставку в Америку было отправлено 18 работ художника, четыре из которых были куплены. «Трапезная Троице-Сергиевой лавры», сегодня хранящаяся в Государственном Русском музее, после нью-йоркской выставки была представлена на Международной выставке живописи Института Карнеги в Питтсбурге: на обороте полотна сохранилась этикетка с экспозиции. В этом пейзаже Юон объединил «любимейшие и главнейшие» элементы своей живописи — архитектуру, природу, человека. В тонкой гармонии красок, ясности планов и силуэтов, в неторопливом движении монахов ощущается вечность красоты и размеренной жизни.
Вячеслав Бычков. Пароход «Встречный» 1920. Холст, масло. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары
Вячеслав Бычков получил художественное образование в Ярославских городских классах рисования. Затем он состоял вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества, а его учителями были Абрам Архипов, Валентин Серов и Константин Коровин. Бычков много взял от передвижников: он работал в области пейзажной и жанровой живописи, продолжая в своем творчестве традиции русского реалистического искусства.
Работы художника пользовались успехом у американской публики — на выставке были приобретены шесть его картин. Он часто писал волжские пейзажи с толпой людей на берегу или пароходами на воде, один из них — «Пароход «Встречный». Картина отличается яркой, красочной и свободной манерой живописи. С осени 1924 года Бычков был бессменным секретарем Московского комитета художников — участников выставки. По возвращении картин в Россию в январе 1927 года он не только занимался передачей произведений авторам в Москве, но и рассылал полотна в другие города СССР и за его пределы.
Вениамин Белкин. Белые астры 1913. Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Вениамин Белкин учился в Москве, в мастерской Михаила Шестеркина, затем в школе-студии А. П. Большакова и у Виктора Борисова-Мусатова. Затем два года жил в Париже и совершенствовал свои навыки в частной академии Ла Палетт. Художник много работал для книжных издательств и журналов, тесно дружил с Анной Ахматовой.
Хотя основными жанрами, в которых работал Белкин, были портрет и пейзаж, на выставке были представлены два натюрморта 1910-х годов: «Белые астры» и «Фрукты на синем». На картине «Белые астры» изображен букет астр в синей вазе, который окружают необычные керамические сосуды и яблоки. Художник располагает предметы на узорчатой белой драпировке. Подтвердить участие картины в выставке позволила сохранившаяся этикетка на обороте полотна.
Леонард Туржанский. Дача. Вечер Начало 1910-х. Холст, масло. Музей русского импрессионизма
Уроженец Екатеринбурга, Леонард Туржанский учился в Школе искусств Строганова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После он вернулся на родину и купил дом в селе Малый Исток под Екатеринбургом, где и проводил большую часть времени. Многие работы мастера были вдохновлены природой Уральских гор.
На американскую выставку художник отправил более 20 произведений, изображающих родную природу. В произведении «Дача. Вечер.» Леонард Туржанский использует свой излюбленный колорит: красно-коричневый, темно-зеленый и другие «земляные» тона. Художник мастерски передает атмосферу тихого деревенского быта. На обороте картины сохранилась этикетка с нью-йоркской выставки 1924 года.
Игорь Грабарь. Автопортрет с женой 1923. Холст, масло. Новокузнецкий художественный музей
Игорь Грабарь был одним из главных организаторов Выставки русского искусства в Америке. Ещё в декабре 1923 года он начал собирать произведения для экспозиции: по пути в Нью-Йорк он заезжал в шведский город Мальмё, где с 1914 года после Балтийской выставки хранились картины многих русских живописцев. Многие из них Грабарь привёз в Америку в 1924 году. В США Грабарь представил множество своих портретов и пейзажей: картин было так много, что их пришлось развешивать в два ряда. Автопортрет с женой художник написал в 1923 году — незадолго до отъезда в Америку. Среди других работ, представленных на выставке, эта отличалась наибольшей парадностью и торжественностью. Грабарь изобразил себя в образе живописца, рядом — жену Валентину. Своей супруге из Америки Грабарь регулярно отправлял многочисленные письма с рассказами обо всем происходящем в поездке. До сегодняшнего дня они являются ценнейшим источником информации об американской выставке. К сожалению, «Автопортрет» не удалось привезти на выставку в Музей русского импрессионизма, однако увидеть работу можно будет в расширенном каталоге выставки.
На обложке - Виноградов Сергей. Портрет жены художника в интерьере. 1919. Частное собрание, Москва.