Cо–существование: диджитал-арт и устойчивое развитие на фестивале Rosbank Future Cities 2022
Фестиваль Rosbank Future Cities 2022 объявил о начале опен-колла для художников. В этом году событие посвящено экологическим практикам в цифровом искусстве: участникам предлагается подумать о том, как человек может гармонично взаимодействовать с городской средой, выстраивать связи с пространством, а также с сервисами и алгоритмами. О том, как сейчас развивается диджитал-арт, и помогает ли это направление в развитии более устойчивых экосистем, мы спросили кураторов фестиваля — Ольгу Вад, Екатерину Егорову и Дарью Эпин.
Спикеры
- Ольга Вад куратор в области art&science, продюсер культурных проектов
- Дарья Эпин куратор трансмедийных проектов, продюсер
- Екатерина Егороваэксперт по устойчивому развитию и циклической экономике, основательница проекта Moscow Circular
Цифровое искусство сегодня
Ольга Вад: Глобально современное искусство всегда делится на два лагеря: работу с актуальной социокультурной и политической повесткой с одной стороны, а с другой — зацикленность на самом себе, в хорошем смысле этого слова. В рамках фестиваля Rosbank Future Cities, сфокусированного на экологических практиках в цифровом искусстве, мы работаем с первым направлением. Здесь искусство реагирует на то, что волнует общество в данный момент, а иногда заходит и немного в будущее, поскольку само по себе оно не оторвано от внешнего контекста.
Если говорить про тренды, то сегодня есть очень важный, как мне кажется, образ мысли: сейчас время не тонких художественных рефлексий, а скорее конкретных действий, которые становятся частью художественного высказывания. Например, когда проект дополнен environmental action — какой-то экологической инициативой. Спектр тем здесь настолько же широк, насколько темы, охватывающие экологические практики: биоразнообразие, здоровье почв, качество воздуха, чистая вода, сокращение отходов.
Digital-перформанс «Все, что подтверждено» Андрея Чугунова и Олеси Ильенок на фасаде Ельцин Центра
Кроме того, в цифровом или технологическом искусстве – то есть в той области, где художники формируют свои высказывания с помощью критического подхода к цифровой и технологической среде, инструментам и сопутствующим философским и этическим вопросам – границы довольно условны и определяются профессиональным сообществом. Так происходит в любой междисциплинарной области. Например, проект вполне может быть устроен как гаджет или сервис с практическим применением.
Роль диджитал-арта в науке и экологических вопросах
Екатерина Егорова: Искусство в первую очередь помогает посмотреть на реальность под творческим углом и через различные способы реализации обозначить точку зрения, исследовать проблему или привлечь к ней внимание, поразмышлять о видении будущего. Переход к циклической экономике и построение устойчивого и экологичного будущего требует, в первую очередь, осознать проблему, а также сформировать образ того мира, в котором мы хотим оказаться. Креативный подход художников помогает в этом процессе и способствует тому, чтобы мы достигли этого желаемого будущего быстрее.
Кроме того, способность художников смотреть широко и объемно, представление причинно-следственных связей при взаимодействии частей системы помогает понять, как работает большой и сложный организм — например, город.
«Пыльца», Анна Таганцева-Кобзева
Ольга Вад: Ключевая польза искусства — создание арт-проектов, в которых наука оказывается не только источником вдохновения, а в которых научное знание действительно понимается и интерпретируется художественными методами. Очень важно, чтобы художники и кураторы научились правильно преобразовывать научную информацию, сотрудничать с учеными, работать в рамках междисциплинарных групп, где сталкивается множество противоположных точек зрения.
Искусство новых медиа, куда входит, среди прочего, цифровое и технологическое искусство, очень часто помогает представить актуальные вопросы развития науки и экологии в контексте их отражения в культуре и искусстве. Художественные проекты позволяют интерпретировать научные проблемы и исследования в культуре, искать новые подходы, методы изучения и способы визуализации научных данных, формулировать новые вопросы к науке и в целом демонстрировать то, как научное знание и метод могут функционировать вне привычных рамок своего применения.
Возможности для художников
Дарья Эпин: В первую очередь, конечно, работа с экологической повесткой — это познание мира вокруг и себя как его части. Эта сфера — поле для экспериментов и исследований, которые при этом позволяют повлиять на судьбу планеты, через культуру воздействовать на наши паттерны поведения и привлечь внимание к актуальным вопросам. Более того, для художников экоповестка раскрывает широчайший спектр метафор, аллюзий и аллегорий, которые могут использоваться для любого «повествования». Все художники в любом случае работают с материей – пусть даже цифровой – и благодаря погружению в экологические практики могут начать делать это более осознанно.
What is hidden doesn’t need to be hidden, Софья Скидан
В прошлом году в рамках фестиваля мы представили проект Софьи Скидан What is hidden does not need to be hidden: AR-скульптуру, собранную из городских «остатков» — кусочков пластика, ветки дерева, синтетической ткани и цветов. Рассматривая работу в режиме дополненной реальности, посетитель также слушал записанную художницей медитацию, которая переосмысляет ситуационистский дрейф — психогеографическую практику изучения изменчивых урбанистических ландшафтов через непривычные, случайные тактики перемещения сквозь них. Проект предлагал перепозиционировать себя в пространстве, прислушаться к себе и присмотреться к окружающему миру, что так важно в эпоху экологической нестабильности и информационного перенасыщения.
Опен-колл фестиваля Rosbank Future Cities открыт до 16 мая. Событие пройдет с 18 июля по 8 августа 2022 года.
На обложке: «Доверие», Кирилл Макаров.