«Prism»: когда Lalique Crystal встречается с современным искусством
Музей Lalique открылся в июле 2011 года в деревеньке Винжен-сюр-Модер – здесь в 1921 году Рене Лалик открыл свое производство. В постоянной коллекции музея – более 650 произведений, от рисунков и украшений до стеклянных скульптур и ваз из хрусталя. В 2011 году студия Lalique Art начала работать с современными художниками и дизайнерами, которые стали разрабатывать для бренда свои неповторимые изделия из стекла. «Стекло – это просто чудесный материал, а его несравнимая пластичность – подарок в руках гениального художника. Оно открывает почти безграничное поле для творчества, воображения и таланта», – говорил Рене Лалик на рассвете своей карьеры. Для создания уникальных предметов он использовал старинную технологию cire perdue («вытекающий воск») – все предметы сначала делались из воска, отпечатывались на глиняной форме, а при обжиге, когда в нее заливали стекло, воск плавился и стекал. Повторить такой предмет было невозможно. За свою жизнь Лалик сделал только 700 уникальных предметов, а теперь Lalique Art возродили эту технологию и отдал ее художникам и дизайнерам, от Дэмиена Херста до Zaha Hadid Design.
До 4 ноября в музее Lalique проходит выставка работ, созданных для бренда легендарными мастерами, – всего семь творцов. Эти по-своему замечательные произведения воплощают не только разнообразные стили художников, но и ту магию стекла, о которой говорил Рене Лалик.
Ив Кляйн — французский художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства – создавал картины самыми разными способами и преимущественно в синем цвете. Начало «синего периода» он отметил запуском 1001 синего воздушного шара в небо над Парижем – художник назвал это аэростатической скульптурой. Одержимость художника цветом и нескончаемая погоня за совершенством заставили Lalique Art и Archives Klein обратиться в 2011 году к эскизам Кляйна, чтобы воплотить его рисунки сначала в скульптуре «Victoire de Samothrace», а четыре года спустя в «La Terre Bleue». Сложнее всего было получить столь любимый художником ультрамариновый синий цвет, но в итоге скульптуры выглядят бесподобно. Другой художник, чьи работы были воплощены в стекле уже после его смерти, – итальянский скульптор-анималист Рембрандт Бугатти. Своих животных он моделировал вручную, без каких-либо эскизов и набросков, и, наверное, поэтому в них заключена такая энергия и жизненная сила. С разрешения племянницы скульптора Lalique Art использовали в качестве образцов бронзовые и гипсовые скульптуры животных Бугатти и сделали на их основе танцующего слона (впервые появился на капоте Bugatti Type 41 Royale), волка и львицу из стекла.
Другая впечатляющая коллаборация – проект с Захой Хадид. «Мне всегда нравилось стекло, в молодости я обожала собирать осколки всех форм и размеров», – говорила Хадид. Lalique Crystal был для нее символом элегантности, а результатом их сотрудничества стали чувственно изогнутые вазы «Visio» и «Manifesto» и чаша «Fontana». Плавные линии, характерные для творчества Хадид в целом, подчеркивают контраст между матовостью и прозрачностью стекла, а рифленые поверхности провоцируют игру света и тени.
Сотрудничество швейцарского архитектора Марио Ботта и Lalique Crystal началось с проекта ресторана Villa René Lalique и приемного зала Château Hochberg в Винжен-сюр-Модер, а в 2016 году архитектор придумал для бренда вазу «Géo» – черный квадрат с ощетинившимися пирамидками и круглым отверстием в центре. Подчеркнутый геометризм – один из главных приемов Ботта: ни одна работа архитектора не обходится без простых фигур круга, квадрата и прямоугольника, зарифмованных в различных комбинациях. Ваза Терри Роджерса совсем другая. За основу художник взял хрустальную вазу с фигурами танцующих вакханок, которую в 1927 году придумал Рене Лалик, но заменил вакханок на сирен. Работа началась с фотосъемки обнаженных моделей в студии Роджерса, затем узор для вазы собрали из получившихся снимков как пазл.
Экспериментатор Аниш Капур продолжает дело Ива Кляйна, развивая особый язык, основанный на монохромах и чистоте формы. Играя на противопоставлениях неба и земли, материи и духа, света и тьмы, видимого и невидимого, души и тела, Капур создал для Lalique Crystal монументальную, весом 20 кг, стеклянную скульптуру пустоты. Дэмиен Херст тоже одержим сложными отношениями между жизнью и смертью. Для Lalique Crystal он сделал большую серию предметов под общим названием «Eternal». В нее вошли несколько стеклянных панелей с бабочками – важным элементом творчества Херста. «Вечная надежда», «Вечная любовь» и «Вечная красота» вышли в 2015 году, а два года спустя серия пополнилась новыми предметами, «Вечной верой», «Вечной непорочностью» и «Вечным сном». Художник говорит, что все его творчество – это исследование идей и образов, которыми были одержимы древние цивилизации и которые все еще очаровывают нас сегодня. Эти символы воплощают все наши страхи, самые интимные вопросы и мечты.
Выставка «Prism – When Lalique Crystal Meets Contemporary Art» продлится до 4 ноября, в Musée Lalique в Винжен-сюр-Модер.
Подробнее на сайте музея.
Фото предоставлены пресс-службой Lalique Crystal.