Утраченные имена и неподписанное искусство: что смотреть на новой выставке в Музее русского импрессионизма
Кураторы Музея русского импрессионизма представили новый выставочный проект — он посвящен произведениям, которым редко достается внимание широкой публики. Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного» приглашает познакомиться с картинами, оставшимися неподписанными принципиально или утратившими авторство в силу разных – зачастую загадочных – обстоятельств. Рассказываем, что смотреть на выставке до 21 января и знакомим с несколькими полотнами.
Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» — это попытка команды музея по-новому взглянуть на искусство рубежа XIX–XX веков, которое обычно ассоциируется с работами известных мастеров. Основную часть экспозиции занимают полотна с пометкой «н/х» из частных и государственных собраний — неподписанные намеренно или утратившие авторство. Другая часть отдана работам, авторов которых удалось установить за последние 60 лет: среди них, например, картины Василия Кандинского, Николая Милиоти, Ивана Клюна и Алексея Явленского.
Экспозиция прежде всего позволит зрителям абстрагироваться от знаменитой фамилии автора и оценить картины с точки зрения ключевых художественных категорий.
Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного». Фото: Музей русского импрессионизма
Портрет Александры Боткиной 1905–1908, Государственный Эрмитаж Николай Милиоти (атрибуция Юрия Гудыменко)
Женский портрет, который сейчас хранится в Эрмитаже, оказался в музее в 1943 году. В государственное собрание картина попала из рук коллекционера, секретаря художественного объединения «Мир искусства» и заведующего редакционно-издательским отделом Эрмитажа Федора Нотгафта. В тот момент авторство полотна не было установлено, и работу подписали как «Портрет неизвестной» работы неизвестного художника. Николай Милиоти, которого удалось определить как автора картины лишь в 2007 году, изобразил Александру Павловну Боткину — дочь коллекционера Павла Михайловича Третьякова и супругу врача Сергея Сергеевича Боткина. Милиоти – известный представитель русского символизма – использовал придуманную дивизионистами «точечную» технику «пуантель».
Карнавал Конец 1920-х — начало 1930-х, Собрание Михаила Каменского, Москва Неизвестный художник
Картина «Карнавал» неизвестного художника экспонируется впервые. Согласно одному из предположений, эта работа была написана в Ленинграде в период 1920–1930-х годов. На картине изображены посетители кафе, в котором царит карнавально-маскарадная атмосфера, однако праздничный повод определить не удается. Мнения экспертов расходятся: возможно, автор хотел изобразить предновогоднюю обстановку, или же зритель видит цирковое кафе, в котором собрались сами артисты. Яркая деталь полотна — явное смешение эпох, которое можно заметить в разнообразной одежде персонажей, от сценических костюмов до цилиндров, отсылающих к XIX веку.
Пейзаж с купальщицами Конец XIX — первая треть XX века, Собрание Андрея Васильева, Санкт-Петербург Неизвестный художник
Александр Васильев, в чьей коллекции сейчас находится картина, приобрел ее в частном ленинградском собрании. Хотя прошло много лет, автора работы установить так и не удалось: атрибуцией полотна в свое время занималась эксперт по русскому и советскому искусству ХХ века Юлия Рыбакова, а среди возможных художников назывались Алексей Кравченко, Николай Крымов, Аристарх Лентулов и Илья Машков.
Натюрморт 1910-е, Екатеринбургский музей изобразительных искусств Неизвестный художник
«Натюрморт» — одна из картин коллекции авангарда Екатеринбургского музея изобразительных искусств, автор которой остается неизвестным. Примечательно, что в 1920 году работа выставлялась на «Выставке всех течений современной живописи» в Екатеринбургских свободных художественных мастерских: в ней участвовали местные художники того времени, среди которых Александр Лабас, Сергей Сенькин, Николай Лаков, Михаил Плаксин и другие. Натюрморт выполнен в сдержанной цветовой гамме: в нем преобладают коричневые тона и обобщенные формы.
№ 207. Без названия 1916, Тюменское музейно-просветительское объединение / Музейный комплекс им. И. Я. Словцова Василий Кандинский (атрибуция Семёна Ивенского)
Василий Кандинский написал эту картину в 1916 году в Москве, в самый малопродуктивный период своего творчества. Спустя четыре года работу закупило Музейное бюро, чтобы затем отправить ее в тобольский Музей изящных искусств. Оборотная сторона холста была подписана черными чернилами как «№ 207 (1916)». Вскоре полотно ждало немало перемещений: сначала в Музей Тобольского Севера (позднее Тобольский краеведческий музей), затем — в недавно открывшуюся Областную картинную галерею. Картина поступила в галерею вместе с рядом других живописных полотен и была подписана как «Натюрморт» неизвестного художника. Название картины много раз менялось, и в результате работе вернули ее первоначальное наименование, зафиксированное в документах Музейного бюро.
На обложке: Экспозиция «Автор неизвестен. Коснуться главного». Фото: Музей русского импрессионизма.