Ле Корбюзье у моря: рисунки архитектора на вилле в Осло
До 16 декабря на вилле Стенерсен в Осло проходит выставка рисунков Ле Корбюзье это отличный шанс не только узнать архитектора с новой стороны, но и посмотреть саму виллу – яркий пример норвежского функционализм, который сравнивают с виллой Савой Ле Корбюзье.
В 1926-1936 годах Ле Корбюзье каждое лето ездил в городок Ле Пик, в заливе Басен д'Аркашон, что на юге Франции. Архитектор, известный радикальными проектами жилых единиц и транспортных систем, бежал из бетонных парижских джунглей, чтобы рисовать. «Меня притягивают места, где люди живут естественно, – писал архитектор своей матери в 1932 году, – Ле Пик полон жизни, спокойной, здоровой и масштабной: сопоставимой масштабу человека… Вот, что разрушают цивилизации, погружая людей в обман и несчастье».
Ле Корбюзье – человек многих талантов, и хотя мы в основном знаем его как архитектора и дизайнера, он был еще и художником. Яркие цвета и сложные формы, которые он изображал на своих полотнах, резко контрастируют с тем, что модернист делал в других сферах: острыми формами, чистыми поверхностями и тяжелыми бетонными конструкциями. Рисунки, написанные Ле Корбюзье за десять лет творчества, сейчас выставляются в рамках выставки «Ле Корбюзье у моря» на вилле Стенерсен в Осло. Спроектированная норвежцем Арне Корсмо вилла считается одним из ярких примеров норвежского функционализма. Она была построена для местного бизнесмена и коллекционера, который хотел, чтобы дом можно было использовать в том числе, как галерею. Стенерсен сравнивают виллой Савой Ле Корбюзье – обе выстроены из стекла, стали и бетона и вдохновлены идеями архитектурной полихромности, формирующей пространство.
То, что первые модернистские дома были белого цвета – миф, просто эти проекты обычно печатали в черно-белом цвете. Некоторые архитекторы, в том числе Ле Корбюзье, напротив, тщательно продумывал цветовую схему своих зданий. Полихромия была важной особенностью его архитектуры, и яркие цвета с его рисунков часто переходили в интерьеры.
Кураторы выставки Тим Бентон и Бруно Хьюберт решили не просто показать рисунки Ле Корбюзье, написанные на пляжах Ле Пик, но и подчеркнуть важную функцию Стенерсен, как места для наслаждения искусством.
На рисунках Ле Корбюзье – ракушки, коряги и камни, но они интересны не только тем, что позволяют увидеть побережье глазами архитектора. В 1918 году Корбюзье, в манифесте «После кубизма», написанном в сотрудничестве с кубистским художником Озанфаном Амеде, отверг кубизм, как «нерациональную и слишком романтическую» концепцию, а в 1930-х годах стал включать в свои рисунки больше органических форм, а потом и человеческий фигуры. Ле Корбюзье был очарован замысловатыми формами и грубыми текстурами природных объектов, которые называл «объекты поэзии». Рисунки 1930-х годов отличаются от более ранних интенсивной палитрой и сложной композиционной структурой. Менялся и взгляд Корбюзье на архитектуру: он изучал постройки Ле Пика и учился приспосабливаться к более естественному образу жизни. «Эти дома – дворцы!», – писал архитектор про хижины рыбаков, появившиеся естественным образом, как ответ на образ жизни рыбаков и климат, в котором они живут.
Выставка «Ле Корбюзье у моря» пройдет до 16 декабря, подробную информацию можно найти на сайте виллы Стенерсен. Кроме того, можно записаться на экскурсию по самой вилле, в том числе на английском языке. За 45 минут посетителям покажут гараж, сад, фойе и лестницу, гостиную, библиотеку и спальню с ванной комнатой.