«Ferrari: Under the Skin»: что смотреть на выставке в Музее дизайна
До сегодняшнего дня увидеть в большом количестве блестящие Ferrari можно было разве что на выставке коллекционных автомобилей Ральфа Лорена в Париже в 2011 году. Тогдашняя «L'Art de L'Automobile» вовсе не была посвящена исключительно Ferrari, но машин этой марки все же было большинство. Новая выставка в Музее дизайна в Лондоне совсем другого формата.
В этот раз речь идет не только о красоте и мощности знаковых спорткаров. Приуроченная к 70-летию бренда «Ferrari: Under the Skin» – это великая история марки (на выставке покажут автомобили начиная с 1947 года и до самых последних моделей) и погружение во внутренний мир компании, признанной аналитиками Forbes одной из самых влиятельных в мире. Темно-красные стены, выразительная графика, драматическое освещение и огромное количество наглядного исторического материала – все это дает понимание того, как дизайн и технологии Ferrari завоевали уважение всего мира.
Ferrari и гонки – понятия фактически неразделимые: основатель бренда Энцо Феррари вообще считал красивыми только те машины, которые побеждают в ралли.
Будучи талантливым автогонщиком, Энцо Феррари, по существу, никогда не планировал продавать машины и занялся бизнесом, чтобы продолжать участвовать в ралли. Проработав управляющим гоночным подразделением компании Альфа Ромео — Alfa Corse, он основал в 1929 году собственную фирму — Scuderia Ferrari и начал производить свои машины для автогонок. Тогда же он придумал эмблему, которая должна была характеризовать энергию и мощь автомобилей — вздыбленного черного коня на желтом фоне. С 1947 года под маркой Ferrari S.p.A. Энцо стал выпускать еще и уличные спорткары, но Scuderia Ferrari существует и теперь, правда сегодня это автогоночная команда, подразделение автомобильной компании Ferrari, занимающееся гонками.
Предприниматель быстро понял, что гоночные машины это еще и красиво, а разъезжающие на Ferrari знаменитости способны упрочить имидж компании. В разное время владельцами автомобилей марки были в том числе Стив Маккуин, Майлз Дэвис, Герберт фон Караян и Роже Вадим. Кроме того, Ferrari это марка миллионеров: стоимость самых востребованных моделей автомобилей исчисляется десятками миллионов долларов, а если машина еще и звездная (например, Ferrari 250 GT SWB California Spider, засветившаяся в оскароносном фильме Витторио де Сика «Вчера, сегодня, завтра»), она уйдет с молотка и вовсе по рекордной цене.
Общая стоимость 13 представленных на выставке автомобилей Ferrari — 140 миллионов фунтов стерлингов. Это самая дорогая выставка Музея дизайна.
Но не только скорость определяет ДНК марки: Ferrari характеризует еще и безупречный дизайн. Сверкающие кузовы современных автомобилей соседствуют на выставке с безупречными, полным красоты и изящества чертежами исторических моделей. И все же «Ferrari: Under the Skin» это не ностальгическая выставка, а напротив, смелый взгляд в будущее.
«Мы не любим повторяться и всегда ищем новые решения», — отмечает Флавио Манцони, старший вице-президент Ferrari, отвечающий в компании за дизайн. Конечно, ссылки к историческим моделям присутствуют, но никакого сборника визуальных образов, способного подсказать, как создавать последовательный образ одной и той же машины от десятилетия к десятилетию, в компании естественно нет. Вместо этого о магии создания знаменитого автомобиля во всех подробностях рассказывают запечатленные на пленке моменты автосборки, прототипы первых машин и снимки цехов. Дополняют экспозицию редкие личные вещи и архивные материалы, относящиеся к жизни Энцо Феррари, а также раздел, посвященный известным поклонникам бренда, — словом, едва ли у нас когда-либо был шанс узнать о Ferrari больше.
Выставка «Ferrari: Under the Skin» проходит с 15 ноября 2017 года по 15 апреля 2018 года в Лондонском музее дизайна. Расписание и билеты — на сайте музея дизайна в Лондоне.
Все фото: Люк Хейс