Тактильные диалоги: выставка текстильного искусства в Антверпене
Работы в области текстиля, поскольку они имеют гендерные коннотации, с точки зрения художественной формы часто недооцениваются, и все-таки роль текстиля в искусстве огромна: это универсальное средство коммуникации. Рассказываем, что смотреть на выставке текстильного искусства, с 1970-х годов до современности, которая открылась в бельгийском Антверпене.
«Художницам, – говорит Элиса Де Вингарт, – всегда приходилось трудно в мире искусства». Элиса – куратор «Soft? Tactile Dialogues», выставки, организованной Музеем моды в Антверпене (Modemuseum Antwerpen). К слову сказать, это первая за 16 лет истории музея выставка, где акцент сделан именно на текстиль, а не моду. Весной этого года музей закрыли на двухлетнюю реновацию, и все музейные выставки сейчас проходят на других площадках. Место действия «Soft? Tactile Dialogues» – галерея бельгийского искусства Maurice Verbaet Center, причем экспозиция тесно переплетается с основной коллекцией галереи – недооцененном искусством послевоенной Бельгии. В экспозиции – работы бельгийских художников по текстилю 1970-80-х годов, выстроенные в диалоге с современными художниками, которые выражают себя в текстиле. Архитектура галереи, построенной в середине прошлого века, в том числе впечатляющая монументальная модернистской лестница, выступают эффектным фоном экспозиции.
В 1970-80-х годах многие художницы начали обращаться к текстилю. Их привлекали как эстетические возможности и структурный потенциал тканей, так и семиотика этого «мягкого» материала. Обращение к текстилю – материалу, традиционно связанному с торговлей и промышленностью, – во многом способствовало окончательному уходу от декоративно-прикладного искусства к изобразительному. Поскольку текстиль изначально считали чем-то «женским», «декоративным» и потому не серьезным, художницы-феминистки намеренно использовали этот материал, чтобы подчеркнуть отсутствие равноправия в мире искусства (даже представительницы очень прогрессивной школы Bauhaus, по большей части, специализировались не на крупных формах, а на текстиле). В числе этих художниц – постминималистки Верле Дюпон, Сюзанна Олиукс, Хетти Ван Букхаут, Либерта Феркет и Эдит Ван Дриссе. Именно их мы должны благодарить за то, что эксперименты с текстилем стали частью современного искусства. Работы художниц входят в постоянную коллекцию MoMu, но к ним Де Вингард добавила и работы из собственной коллекции – авторства известной бельгийско-польской художницы Tapta. Значительную часть экспонатов не показывали больше 30 лет.
Открывает экспозицию монументальная работа «Alruin» Верле Дюпон. Из смоляных канатов, которые раньше использовали в гавани, ей удалось создать крупномасштабную абстрактную скульптуру, которая, мало того, что тактильна, заставляет задействовать и обоняние тоже. Уловимая отсылка к лошадиному хвосту – иллюстрация простой мысли о том, что текстиль не обязательно должен быть «женским» и «тонким». Несколько мягких скульптур Марии Ковальски, польской художницы-беженки, которая работала под псевдонимом Tapta, взаимодействуют со зрителем через свою метаморфозность, изменение в пространстве. Работы художницы, «Structure Torsadée» (1973) и «Horizon Flexible» (1976), – это трехмерные картины, сделанные с использованием пальмового волокна сизаль, с которым Ковальски научилась работать в Конго.
Работы современных художников по текстилю – наглядный пример того, как развивались отношения между артистами и «мягким» материалом. В отличие от постминималисток и феминисток 1970-80-х годов художницы Кати Хек, Нел Артс, Свен ‘т Йолле и Клас Роммеларе могли творить, не обращаясь к догмам и правилам, и выражать себя в любой форме, используя иронию, юмор и абстрактные эксперименты, без которых сейчас почти невозможно представить современное искусство. Вместе с тем, основную направленность работ художников определили тактильные качества текстиля – важный инструмент для выражения идей близости, социальной критики и отчуждения.
«Я думаю, кое-кто из не очень профессиональных искусствоведов может заметить, мол, это не хорошо, что женщин снова ассоциируют с текстилем, – размышляет Элиса Де Вингарт, – но на самом деле, достаточно увидеть вторую часть выставки, чтобы понять насколько свободно современные художницы выражают себя в текстиле, это больше не борьба и способ что-то доказать, это творческая работа».
Выставка продлится до 24 февраля 2019 года, подробности – на сайте Музея моды в Антверпене.