О машинах без машин: что смотреть на выставке в Фонде современного искусства Картье
Фонд современного искусства Картье открывает выставку об автомобилях, где, правда, нет ни одной реальной машины. Автомобильную эволюцию начиная с ХХ века организаторы предлагают изучать через фотографии. В экспозиции – работы Жака-Анри Лартига, Уильяма Эгглстона, Роберта Франка, Джастин Керланд и Жаклин Хассинг и других – всего порядка 90 талантливых фотохудожников.
500 экспонатов-изображений, представленных на Autophoto, делают ее крупнейшим проектом, реализованным в стенах Картье. Чтобы избежать эмоциональной перегрузки у посетителя, кураторы выставки – Хавьер Баррел и Филипп Секлье – собрали фотографии в серии. Здесь, помимо прочего, вырисовывается параллель с серийным производством автомобилей. Кроме того, кураторы уверены, что у фотоснимка и машины есть немало и других схожих черт, например, высокая скорость – двигателя и затвора.
Снимок из серии Los Alamos, Уильям Эгглстон
Выставку открывает серия работ, посвященная первым автомобилям. Это наглядная история о том, как люди подчинили себе, посредством машин, скорость и время. Популяризация автомобилей стала важным поворотом в развитии мира, существенным образом повлияла на индустриализацию и социализацию. Об этом – снимки японского фотографа Ясухиро Ишимото: присыпанные снегом ретроавтомобили, кажется еще никогда не были такими умиротворенно-прекрасными. Вторая часть выставки – логическое продолжение первой. Она об автомобилях, которые вдруг стали частью городского пейзажа. Так, серия Басили Мокерджи – с молодежью из Арабских Эмиратов и их роскошными спортивными автомобилями – о том, как машины стали символом статусности, а серия Ли Фредлендер – с машинами на трассах Америки – о том, как машины заставили посмотреть на мир по-другому, из окна движущегося автомобиля.
Тема машины в городском ландшафте продолжается в интересной серии фотохудожника Жаклин Хассинк. Она провела шесть лет, разъезжая по автомобильным выставкам по всему миру, чтобы запечатлеть девушек за рулем. Знаменитый коллекционер и фотограф Жан Пигоцци, в свою очередь, гонялся таким же образом за знаменитостями. На выставке можно увидеть, в частности, его снимки Джека Николсона за рулем и Лив Тайлер.
Grand Prix de l’ACF 26 июня 1912 года, Жак Анри Лартиг
Заключительную часть выставки посвятили тому, во что превращаются автомобили, чье время уже прошло. «Снимки, выставленные в последнем зале говорят о том, что автомобилю, как и любому предмету, суждено когда-то исчезнуть, – говорят кураторы выставки, – но благодаря творческому гению талантливого фотографа он способен возродиться». Это своего рода загробная жизнь машин, власть над которыми берет природа: останки техники зарастают дикой травой и постепенно скрываются под кронами раскидистых деревьев. «Жизнь очень зыбкая, и в конце концов планета возьмет свое», – уверен талантливый «предметник» Питер Липпман, чьи снимки завершают экспозицию. Ему вторит Хироси Сугимото: не менее увлеченный идеей мимолетности жизни, он представил машины разобранными на запчасти.
Снимок из серии Paradise Parking, Питер Липпман
Филипп Секлье уверен, выставка наверняка придется по вкусу даже тем, кого едва ли можно назвать поклонником автомобилей, ведь эти фотографии доказывают, что наши взаимоотношения с машинами могут быть не только товарищескими, но и ужасно трогательными. Тот факт, что выставка проходит в Париже, где несмотря на большой трафик, не так уж много местных жителей садятся за руль, придает экспозиции несколько ироничный контекст. Autophoto не рассказывает о грандиозности или величии автомобиля, она о другом, в первую очередь, о красоте и возможностях фотокамеры ее запечатлеть.
Экспозиция пройдет с 20 апреля по 24 сентября по адресу: 261 Boulevard Raspail, 75014 Paris.