Книги как искусство: дизайн обложек от ремесленников Венских мастерских
Венский музей прикладного искусства открывает выставку книжных обложек, созданных ремесленниками Венских мастерских. Увидевшие свет в промежутке между 1904 и 1927 годами, они и сегодня представляют собой выдающиеся образцы ремесленного мастерства и являются наглядной иллюстрацией главных принципов объединения.
Основанные в 1903 году в Вене дизайнерами Сецессион Йозефом Хофманом и Коломаном Мозером, Венские мастерские стали объединением архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов. Несмотря на то, что предприятие было, по сути, калькой с британских организаций подобного толка, прежде всего Гильдии ремесла Чарльза Эшби, очень скоро мастерские Хофмана и Мозера обрели свой голос и узнаваемый стиль. На базе Венских мастерских рождались настоящие предметы искусства, в основе которых всегда лежали два принципа: качественные материалы и безупречное техническое исполнение.
Венские мастерские объявили себя реаниматорами эстетической составляющей в дизайне. Сфокусировавшись на утилитарности производимых объектов, объединенной с их художественной выразительностью и высочайшим качеством, они добивались максимального сближения понятий искусства и ремесла. Все работы были авторскими и выполнялись в единственном экземпляре
В состав группы входил и Карл Бейтель, лучший переплетчик книг в Вене. Городская газета Wiener Sonn- und Montags-Zeitung в то время писала о «борьбе с ужасными жесткими красными обложками, богато украшенными золотом», и Венские мастерские пришли на помощь. В качестве точки отсчета они стали использовать книжные проекты англичанина Уильяма Морриса: Мозер и Хоффман даже покупали первое время ту же самую кожу, что и знаменитый ремесленник. «Мраморную» бумагу делали сами вручную, а вскоре – и переплеты. Для них использовали преимущественно козью кожу, а в исключительных случаях также кожу крокодила, змеи, лягушки и ящерицы. Кожаный переплет украшали чеканкой, позолотой и вышивкой – часто мастера не делали выбор в пользу одного метода, но умело сочетали в дизайне сразу несколько.
Первые узоры были геометрическими: мастера ловко использовали параллельные линии, квадраты, ромбы, эллипсы, круги, овалы и спирали. Позднее (когда в 1918 году Мозер покинул группу) они становились все более изобретательными и игривыми: лаконичная простота сменилась роскошными завитками, стилизованными листьями, цветами и упругими плодами, свисающими с тонких веток. В некоторых случаях узор обложки подмечал содержание книги и пробирался на страницы внутри, превращаясь в одну, растянувшуюся на целую книгу, иллюстрацию. Подобный прием использован на обложке «Трех мушкетеров» Дюма, где три параллельные линии отсылают к действующим лицам истории, и на обложке «Божественной комедии» Данте, где красуется изображение золотой звезды. Картинки рисовали вручную и, это может быть удивительно для нас сегодня, кропотливо и долго.
Относясь к промышленному производству неоднозначно и даже признавая право машин на существование (не в пример Моррису, который относился к машинам с непреклонной враждебностью), представители Мастерских призывали стыдиться материального изобилия, рожденного массовым производством. Они говорили: «Станок неустанно работает, наполняя наши книжные шкафы плохо напечатанными томами: его критерий – дешевизна. <...> Разве книги, которыми мы владеем, не должны быть напечатаны на самой лучшей бумаге и переплетены в отличную кожу?».
Может быть, мы забыли, что книга напечатанная, декорированная и переплетенная с любовью, создает совершенно иные взаимоотношения между нею и нами и что, имея дело с красивыми вещами, мы сами становимся красивее?
За период с 1904 по 1929 год ремесленники сделали только порядка 300 книжных переплетов, настоящих произведений искусства. 70 из них – экземпляры из частных коллекций Эрнста Плойла и Ричарда Грубмана – можно будет увидеть на выставке. Она продлится до 18 мая по адресу: MAK, Stubenring 5.
Все фото: MAC