Керамика. Парадоксы
Что такое современная керамика, каково ее место на арт-сцене, с какими стереотипами ей приходится бороться? На эти и другие вопросы нам ответили кураторы выставки «Керамика. Парадоксы» в музее-заповеднике Царицыно – искусствовед, культуролог и художница, и участница выставки.
Спикеры
- Анастасия Чарина художница-керамист, участница выставки «Керамика. Парадоксы»
- Виктория Петухова искусствовед, заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея-заповедника «Царицыно»
- Татьяна Пунанс со-куратор выставки «Керамика. Парадоксы», художница-керамист
- Юлия Киселева со-куратор выставки «Керамика. Парадоксы», культуролог
Что такое современная керамика? Каково ее место на арт-сцене?
Анастасия: Давайте договоримся, что говорим именно об искусстве. Понятие «современное» – лишь временная координата. И современным можно назвать все, что происходит сейчас, влияет на нас сию секунду, актуально для нашего поколения. Впрочем, даже работа прошлого века может выглядеть вполне современно, потому что в ней все еще есть то, что вызывает эмоции у нас сегодняшних. В то же время можно пройти мимо абсолютно свежей работы и не заметить ее, если она не обращена к современникам, не находится в диалоге с ними.
Керамика – это лишь часть этого потока. И на нее влияют те же законы.
Современная керамика может быть приятной глазу, а может и вызывать отторжение, уязвлять. В любом случае, она провоцирует зрителя на диалог с собой.
Глина – это лишь один из множества материалов, но он очень вариативен, пластичен, податлив, у него тысяча лиц и море способностей. Поэтому в сегодняшнем мире керамика может стоять в одном ряду с любыми другими техниками и материалами для создания творческих работ, будь то дизайн или актуальное искусство.
Татьяна: Современная керамика – это вид художественного творчества, в котором высказывание выражается в глине – и грубой, и нежном фарфоре. Живописец пишет на холсте и бумаге, керамист лепит из глины. Керамике долго учат в художественных вузах, откуда, наряду со скульпторами, графиками и т.д., выходят профессиональные художники-керамисты. Искусству керамики не очень повезло, его постоянно объединяют с промыслами и любительским творчеством, хобби. Однако на Западе, начиная с Пикассо и Бернарда Лича, керамика перестала быть утварью и стала произведением искусства с серьезным ценником. У нас это случилось чуть позже, но «размежевание» промыслов и искусства керамики произошло в 70-е годы. Керамика стала авторской и перестала приравниваться только к утилитарным предметам. Появилась мода на керамику, поклонники искали любимых авторов в художественных салонах и на выставках. Потом случилось длительное затишье, и вновь, в последние лет пять, керамика расцвела. Тысячи людей хлынули в студии, кружки и на курсы, чтобы научиться, но разница между профессиональными художниками и новичками огромна, это трудно не заметить. В Европе, Америке и особенно в Азии керамика стабильно популярна уже много десятков лет. В каждом городе – десятки и сотни галерей керамики, проходят громкие выставки и фестивали, успешные художники продают свои произведения, позволяющие им неплохо жить. У нас пока все не так, и на это есть множество причин. У современных керамистов множество путей: можно открывать мини-производство и делать посуду для ресторанов, можно терпеливо прокладывать путь в сторону галерей, можно выставляться и ездить по миру с презентациями. Керамика – это 50% техники и технологии, так что в ней есть место артистизму и качеству исполнения, и здесь мы сильно отстаем. Наши производства или исчезли, или пока еще очень медленно и неохотно идут на контакт с профессионалами.
Дмитрий Ильинский, «Биоформы»
Юлия: Мне кажется, довольно сложно определить место керамике. Это, безусловно, искусство, достойное музейных залов. И в тоже время предметы, которые уютно чувствуют себя в доме – и зачастую становятся эмоциональными доминантами интерьера. Керамику можно использовать по назначению – пить утренний кофе из специально подобранной чашки, создавая свой ритуал, или ставить цветы в вазу. А можно методично коллекционировать, предоставляя музеям предметы на выставки. Одна из наших главных задач – показать посетителям, насколько разной может быть керамика. Насколько неожиданной – сдержанной или страстной, по-барочному роскошной или минималистичной, многоголосой или молчаливой.
Я абсолютно уверена в том, что керамика всемогуща.
Полина Матвеева, триптих «Стена»
Елена Мач, «В песке» (слева), «Гавань» (справа)
Виктория: Современная керамика – это лаборатория, в которой отрабатываются очень важные для современных художников смыслы. Часто это происходит неосознанно. Это видно по тому, как актуальные художники стали обращаться к керамике в своих работах. Например, на ярмарке Cosmoscow в прошлом году почти на каждом стенде можно было увидеть керамические объекты, которые были созданы отнюдь не керамистами. Но и то, как разнообразно работают сегодня с глиной профессиональные керамисты, поражает. Особенно хорошо считываются эти явно или неявно артикулированные идеи, или даже «проговорки» художников, когда работы собраны в одной экспозиции. Они дают очень интересную картину мира, которая, как мне кажется, еще ждет своих исследователей.
Василий Шлычков, Елена Малявина, «Сумерки»
Ольга Леонова, «Лунная соната» (слева), «Летний вечер» (вверху), «Цветок в горшке» (внизу)
Ольга Елсакова, «Степень запрета»
В чем парадокс керамики? С какими стереотипами приходится бороться? И как?
Анастасия: Парадокс, скорее, не в самой керамике, а в глазах смотрящего. Для меня здесь нет никакого парадокса, потому что я живу внутри этого мира. А для тех, кто смотрит снаружи, для людей, которые мало видели в своей жизни, современная керамика – это разрыв шаблона. Некоторые, первый раз видя цветную глазурованную керамику, не сразу верят в то, что это из глины. В их понимании керамика – это ремесленная крынка из красной глины, но уж никак не разноцветная скульптура. Я сталкивалась с этим, когда в свое время работала в туристическом центре Мандроги. Чего я только не слышала от туристов в нашей керамической мастерской. Они называли наши работы цементом, стеклом, камнем, готовы были даже к тому, что это крашеное дерево. Но к тому, что это керамика – они готовы не были. При этом, иностранцы ничуть не удивлялись, словно попав в родную стихию. Увы, наша страна сильно отстает от своих соседей, в том числе и в развитии керамики. Но последнее время у меня есть причины для оптимизма: популярность керамики все-таки растет.
Татьяна: Керамика, прошедшая обжиг, сделанная по технологии, одновременно может быть и очень твердой и крепкой, а может быть хрупкой и прозрачной, как тонкостенный фарфор. Кирпич, из которого строят дом, – это керамика, ванна в квартирах – то же. Возможности у материала практически не ограничены и зависят только от мастерства исполнителя. Керамика как материал очень древняя и одновременно очень современная, с ней работают актуальные художники и популярные дизайнеры. Основной стереотип в нашей стране, что керамика – это посуда. Мало кто знает, что мебель может быть керамической, как и скульптура на модной выставке. Многие станции московского метро – Римская, Чкаловская, Таганская и Новокузнецкая – украшены монументальными объектами из керамики. Там она выступает не только отделочным материалом, но и декоративным. Нужно просто внимательно смотреть и хотеть увидеть. Если бы в наших городах было больше выставок и галерей керамики, больше керамических скульптур и объектов в парках, как в Европе, тогда и стереотипы бы эти исчезли. Ситуация меняется, но очень медленно. Люди не считают нужным платить за керамическую скульптуру больше, чем за пару тарелок. Хотя керамические объекты не могут быть дешевыми не только из-за художественной ценности, но и из-за высокой стоимости материалов, трудоемкости процесса и высоких затрат на оборудование. Керамику не сделаешь на коленке, нужны мастерская, печь, множество инструментов и приспособлений, не говоря уже о мастерстве и знаниях художника. Ситуацию можно изменить, если делать зрелищные и эффектные выставки, объяснять труд керамистов и показывать работы прекрасных художников.
Выставка «Керамика. Парадоксы» в Царицыно, зал «Всюду керамика»
Юлия: Еще на предварительном этапе, обсуждая концепцию выставки, мы решили, что хотим не только показать керамику, но и разговаривать о ней с нашими посетителями. И для того, чтобы разговор был оживленным и интересным, мы сформулировали несколько «мифов», стереотипов о керамике, которые кажутся нам обидными. Ну, например, из самого популярного: «керамика – это просто свистульки». Да, конечно, и свистульки тоже, но не только! И в 10 залах мы опровергаем подобные стереотипы. Например, показывая, что керамике (а не только монументальному искусству, литературе или театру) подвластен разговор о важном – о любви и потери, о поиске себя, о духовности, материнстве, одиночестве. Про это наш зал «Большие темы». А в зале «Эволюция вазы» мы предлагаем посетителям найти свой ответ на вопрос, который вызывал бурные дискуссии в советском декоративно-прикладном искусстве в 60-е-70-е: что первично – красота или польза, цветы для вазы или ваза для цветов?
Огромным интересом у наших посетителей пользуется зал, посвященный пластам. Во-первых, этот ответ на популярный вопрос «отличается ли современная российская керамика от европейской или азиатской»? Во-вторых, мы применили в этом зале шпалерную развеску – традиционный способ представления живописи в интерьерах. И показали, что керамике вполне по силам потеснить картины со стен, заняв свое парадоксальное место в интерьере. Керамика, безусловно, искусство — очень соразмерное человеку, делающее и дом, и жизнь радостнее, теплее и ярче.
Мария Винцкевич, художница-керамист на монтаже выставки «Керамика. Парадоксы»
Татьяна Зубова, сосуд декоративный «Страус»
Виктория: Главный для меня парадокс керамики в том, что самый древний материал способен много веков оставаться чрезвычайно актуальным. Настолько «зашита» в нас изначальная способность через память о вещи, ее тактильности, воспринимать абстрактный образ. А стереотипы у каждого свои: у не керамистов, как мне кажется, есть ложное представление о нетребовательности этого материала; у керамистов – о недооцененности; у исследователей – о периферийности; а у зрителей, как я вижу, есть большая потребность видеть талантливые вещи.
Дина Терентьева, «Любуясь прекрасным»
Вопрос кураторам: для выставки «Керамика. Парадоксы» вы определили темы для каждого из десяти залов и задались вопросами: может ли керамика считаться высоким искусством? Можно ли языком керамики говорить на «вечные темы»? Может ли керамика быть остросоциальной? Когда вы лично утвердились во всем этом, например, когда поняли, что керамика может быть остросоциальной? Можете вспомнить ту «точку отсчета»?
Виктория: Я поняла это, когда начала внимательно присматриваться к вещам из коллекции «Царицына». Года четыре назад я сделала простенькую выставку на тему анималистики и отбирала подходящие предметы в наших фондах. Тогда я впервые обратила внимание на то, как много подтекста скрыто в работах середины и конца ХХ века. Хотя торжество социальной идеи в керамике мы находим и в начале ХХ века, например, агитфарфор! Но работы керамистов 1970-1980-х годов меня тогда поразили: тонкий юмор, разнообразие форм и широта поднимаемых тем, которые скрывались за невинными по форме изображениями животных, дали мне многое для понимания возможностей этого материала.
Татьяна: Я училась в Строгановке на керамиста. Несколько десятков лет я занимаюсь этим искусством, выставляюсь и общаюсь с коллегами из разных стран. Я видела многих художников самого разного уровня и призвания. Керамистам не чужды «высокие темы» – любовь, боль, разлука и многие другие. Ведь любовь можно показать и парой сосудов – между ними тоже возникают отношения! Остросоциальные темы были особенно популярны в конце 80-х-начале 90-х, и в запасниках наших музеев много таких примеров. Это «Кирпич и Роза» Василия Цыганкова, «Пугало» Владимира Цивина, «Волк» Владимира Петрова, «Реставрация» Александра Задорина, «Расстрел» Михаила Копылкова и многие другие композиции, которые я видела еще в студенческое время в мастерских художников. Все эти работы очень волновали меня тогда, волнуют и сейчас, они выставлены на «Керамика. Парадоксы» в Царицыно.
Борис Кап, «Дом мой»
Вопрос художнику: Анастасия, многие ваши работы остросоциальные, например, «Береговая линия». Когда, почему и как вы решили «рассказать» о них посредством керамики? С чего все началось?
Анастасия: Я всегда ориентируюсь на зрительные и информационные образы вокруг себя. Расту я – растет и мое творчество. До какого-то момента мне было достаточно наблюдать за природными явлениями и воплощать их в своих работах. Но резкий вынужденный переезд в Череповец, из зоны комфорта в неизвестность, из культурной столицы в промышленный город, хоть и всего на один год, не мог не повлиять на меня. Я научилась восхищаться антиэстетикой и начала превозносить несовершенства окружающей действительности. Так родились мои керамические дымы. Я сделала довольно много работ на эту тему, и продолжаю время от времени их лепить.
Ну а дальше уже не было обратного пути. Я переродилась и нащупала именно то, что по-настоящему меня будоражит, – экология. «Береговая линия» – это вполне логичное продолжение начатого. Наверное, я просто не могла не слепить эту работу.
Анастасия Чарина, «Береговая линия»
Анастасия, оцениваете/отслеживаете ли вы, как зрители воспринимают ваши работы? Изменилось ли восприятие за последние 5 лет?
Анастасия: Чем дальше я работаю, тем меньше меня волнует чье-то мнение. Но, так или иначе, я слышу, что говорят у меня за спиной, или просто в комментариях соцсетей. Есть те, кто осуждает меня за доставленный дискомфорт и отторжение. «Искусство должно быть прекрасным», – не раз подсказывали мне возмущенные зрители. Обычно я ничего не отвечаю или ограничиваюсь фразой, что искусство никому ничего не должно. Но это частности. На удивление большинство реагируют позитивно. Восприятие зрителя меняется постоянно. Я убеждена, что оно напрямую зависит от нас, от авторов. Зрителя нужно воспитывать, иногда – провоцировать.
Современное искусство — это вообще не про комфорт, это про работу души.
Вопрос кураторам: заметна ли разница в восприятии современной керамики в России и за рубежом?
Виктория: Думаю, нет особенной разницы. В нашем музее мы видим, что к подлинным вещам, даже очень на первый взгляд странным, люди относятся с большим интересом.
Татьяна: Ответ на этот вопрос очень многосложен — и не может быть кратким. Я много езжу по странам и континентам не как турист, а как профессиональный керамист. Это и выставки, и симпозиумы, лекции и презентации, кураторские проекты. Конечно, разница в образовании керамистов у нас и за границей огромна. Иностранные студенты первым делом едут в Японию – керамическую Мекку, и вся будущая стилистика работ закладывается в этих поездках. Наши студенты не могут такого себе позволить, да и никто особенно не настаивает. Оттого наша керамика немного старомодна и слишком «декоративна», со стигмой «поделки». На западе по-другому: там керамикой заняты больше мужчины, а это верный индикатор того, что этим можно достойно зарабатывать. Плюс, для этого есть все необходимые институции: конкурсы, фестивали, галереи. Люди покупают керамические объекты в свои коллекции, и никому не надо объяснять, почему так дорого. Например, бельгийский художник может слетать в Америку, привезти туда свои работы и принять участие в выставке, так как все продастся, окупится и, к тому же, это благоприятно скажется на портфолио. Мы же не можем пригласить на выставки в Москву иностранных звезд керамики, потому что даже поездка не окупится – в Москве никто не готов адекватно платить за работы. Экспонированные на выставке «Керамика. Парадоксы» работы иностранных авторов сделаны здесь, на симпозиуме, и оставлены в частной коллекции. Это особенный случай. Выставка «Поверхности», на которой висят «керамические картины», вызвала бы большой интерес у зарубежной публики, но в Москве людям пока сложно объяснить, зачем им такая картина. Им пока вообще никакая не нужна, не то что керамическая. Но если ничего не делать, ничего не будет меняться. У нас много ярких и сильных художников, и рано или поздно ситуация улучшится.
Зараюки Матцумото (Япония), белая пиала (слева), Марек Диаш (Чехия), пиала (справа)
Николаев Виктор, «Строительство»
Анна Марамыгина, «Девять натюрмортов»
Выставка «Керамика.Парадоксы» проходит в музее-заповеднике «Царицыно» до 27 июня, выставка керамических пластов «Поверхности» — до 28 февраля. Подробную информацию можно узнать на сайте музея.