BRAFA в Брюсселе: главная ярмарка старого и нового искусства
Первая ярмарка искусства в году, BRAFA, – одна из старейших в мире, но ее главное достоинство в другом. Несмотря на то, что официально ярмарка специализируется на старом искусстве, сегодня она имеет статус универсальной. Организаторы стараются избежать перекоса в сторону той или иной специализации, балансируя между разными направлениями и заботятся о том, чтобы современного искусства и дизайна, вплоть до оригинальных рисунков комиксов, было бы не меньше, чем древнеегипетских ложечек и античных комодов.
В этом году BRAFA пройдет с 27 января по 4 февраля в брюссельском комплексе Tour & Taxis. В ярмарке примут участие 134 галереи из 16 стран – на две галереи больше, чем в прошлом году. Из 134 галерей-участниц — 14 новичков. «Наша задача — поддерживать баланс разных направлений, но и добавлять что-то новое, поэтому в 2018 году будет несколько “новобранцев”», – говорит президент BRAFA Харольд т’Кинт де Роденбеке. В качестве примера он приводит галерею, специализирующуюся на течении Arte Povera («бедное искусство»), которое до сих пор было мало представлено на BRAFA. «Еще будет модернистская британская живопись и скульптура и весьма современное прочтение идеи кунсткамеры», – уточняет т’Кинт де Роденбеке.
Полноценный раздел современного искусства появился на ярмарке всего два года назад, и пока не все могут оценить его по достоинству. Кое-кто скептически замечает, будто BRAFA стремится стать выставкой современного искусства, но Харольд т’Кинт де Роденбеке заверяет: «Это не так. Мы всего лишь хотим дополнить свою палитру тем цветом, которого до сих пор не было». Так или иначе, сегодня по стендам BRAFA можно проследить мировую историю искусства за четыре тысячелетия, вплоть до наших дней.
По традиции BRAFA представит и своего приглашенного гостя, которого ежегодно выбирают из числа самых известных и влиятельных творцов современности. В этом году им стал американский скульптор и художник болгарского происхождения Христо Явашев. Христо прославился своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья. То, что он сделает для ярмарки, пока держится в секрете (художник, конечно, не будет «упаковывать» выставку – это было бы слишком очевидно), ясно одно: это будет самое большое произведение, которое когда-либо было представлено на BRAFA. «Христо решил, что раз на BRAFA собираются именно коллекционеры, он должен показать ключевое произведение своего творчества. Оно интересно не столько гигантскими размерами, сколько историей: речь идет о произведении юности, созданном в 1965-66 годах», – сохраняет интригу т’Кинт де Роденбеке.
Еще одна особенность ярмарки – BRAFA Art Talks. Организаторы оценивают публичные лекции для посетителей ни много ни мало как реальную добавленную стоимость к художественному содержанию ярмарки. По традиции слово предоставят директорам музеев, коллекционерам, галеристам и другим специалистам разных дисциплин, связанных с искусством. В этом году выступать будет в том числе Анжела Розенгарт, швейцарская галеристка и коллекционер, чья коллекция искусства легла в основу музея в Люцерне, и это одна из лучших коллекций модернистской живописи в мире. Компанию ей составит хранительница Музея Матисса в Ле-Като-Камбрези Доминик Симузяк – она сделала из этого музея один из самых заметных во Франции. Участие в программе также примут эксперт Государственной Третьяковской галереи Светлана Усачева, почетная хранительница Королевского музея изящных искусств Анн Адриэн-Панье, нынешний генеральный директор того же музея Мишель Драге и Николя Кове, смотритель Королевских музеев искусства и истории. Последний, к слову, расскажет о не слишком известном на континенте (совершенно незаслуженно!) искусстве Океании.
Десять экспонатов с ярмарки BRAFA 2018
Кресло «Sit», Рон Арад, 1990, Galerie Le Beau
Скульптура «Sleeves», Лаура де Сантиллана, 2017, Clara Scremini Gallery
Скульптура «Oubli», Бенуа Марэ, 1978, Meessen De Clercq
Парное кресло «Namoradeira», Занини Калдас, 1980, Galerie Chastel Maréchal
Фигуры женщин Маконде, Танзания, Bernard de Grunne Tribal Fine Arts
Пара кресел «Contour», Владимир Каган, 1960, Futur Antérieur
Ваза «Oriente Olaf», Коррадо «Дино» Мартенс, 1952, Marc Heiremans
Живопись «Outburst», Джудит Рейгл, 1956, Kálmán Makláry Fine Arts
Линографии Энди Уорхола и еще 27 художников, 1964, CLAM
Ваза с ручками, Египет, около 3000 г. до н.э., Galerie Harmakhis
На обложке: BRAFA 2017, фотограф – A2pix