«Дух Баухауса» в Париже: столетний юбилей знаменитой школы дизайна
В начале января Париж на неделю превратился в центр дизайна. Посетители Maison & Objet, где каждый экспонент говорит о будущем, могли пройти пару улиц до Музея декоративных искусств и (в лучших традициях фильма «Полночь в Париже») совершить вековое историческое путешествие вместе с экспозицией «Дух Баухауса».
Масштабная ретроспектива, посвященная самой влиятельной арт-школе XX века, приурочена к 100-летнему юбилею «Баухауса» и включает порядка 1000 экспонатов. Макеты, рисунки и живопись, бытовые предметы и мебель – живые свидетельства каждого эксперимента, с которыми основатель и первый директор школы Вальтер Гропиус вместе со своими учениками и единомышленниками решил сломать привычные рамки обучения и познания искусства.
Bauhaus (с нем. – строить дом) основан в 1919 году в Веймаре. Школа стала живым воплощением метафоры об устройстве утопической жизни на пепелище Первой мировой войны. Это место стало соединением мечты о прекрасном будущем и всех ремесел и мыслей, которые могут катализировать наступление лучшего времени – таким видел Bauhaus Вальтер Гропиус.
Экспозицию выставки условно можно разделить на две тематические последовательности: временную и практическую. С одной стороны, выставка «Дух Баухауса» построена согласно хронологии. Посетителей знакомят с каждым этапом жизни арт-школы. С первого манифеста Гропиуса «Архитекторы, скульпторы, художники – мы все должны обратиться к ремесленному мастерству», через множество авангардных исследований, столкновений архитектуры, искусства и театра. Сквозь десятки имен, составивших главную повестку в дизайне XX века, к печальным итогам Bauhausa, упраздненного под натиском нацистов, и снова к возрождению идей о единении промышленности и эстетики. Они и составляют сегодняшнее настоящее и становятся нетлеющим фундаментом будущего.
В то же время экспозиция демонстрирует все стадии обучения слушателей арт-школы. Аргументы для просветительских споров с преподавателями закладывались еще на предварительном курсе. Он был направлен на то, чтобы сломать привычные представления о дизайне, раскрыть ум студентов, заставить их мыслить. Потом каждому предстояло пройти четыре года обучения в различных мастерских по средневековой системе познания мастер-подмастерье-стажер. Эта часть выставки охватывает все объекты, созданные в Bauhaus в период с 1919 по 1933 год: мебель, керамика, металл, витражи, настенная живопись, скульптуры из дерева и камня, ткачество, типографика, реклама, фотография, театр и т.д.
Мощный преподавательский состав в лице Кандинского, Брейера, Шлеммера, Клее и других мэтров способствовал исследованиям студентов, их вечным экспериментам с направлениями, текстурами и материалами. В контрасте с творческими изысканиями учеников на выставке представлены экспонаты, творившие историю арт-школы и всего авангарда в целом. Гончарные изделия Теодора Боглера, новаторская мебель Марселя Брейера, гобелены и ковры с повторяющимися мотивами Гунты Штёльц, выставленные впервые, типографические работы Байера и Альберса – в Bauhaus было место для каждого направления. Экспрессионизм, фольклор, народное творчество, конструктивизм и функционализм спорили между собой и рождали безупречную истину, бесценное наследие, которое всегда будет вдохновлять дизайнеров и архитекторов мира.
В последнем зале выставки кураторы дают возможность поговорить о наследии Bauhaus современным дизайнерам в лице Матье Мерсье, лауреата Премии Дюшана и большого поклонника арт-школы. Используя современные примеры работ почти полсотни художников, родившихся во второй половине XX века, Мерсье наглядно показывает, как настоящее поколение воспользовалось заветами великого и прекрасного Bauhaus.
Выставка проходит в Музее декоративного искусства по адресу 107 Rue de Rivoli, 75001 Paris. Она продлится до 26 февраля.