Новая волна ландшафтного дизайна. Фестиваль «Атмосфера»
В Екатеринбурге прошёл первый евразийский фестиваль ландшафтного искусства «Атмосфера», представивший, несмотря на взбалмошную уральскую погоду, более десятка парковых и садовых проектов на открытом воздухе прямо в центре города. Практически все архитектурные зоны предлагали посетителям окунуться в летний лаунж зелёных уголков с песочными или каменными дорожками, фонтаном и беседкой - неизменным объектом уютной камерной атмосферы каждого сада.
Непосредственно городских парковых решений было не так много, однако внимание к деталям, малой архитектурной форме и социальным объектам, их креативное переосмысление были очевидны.
Прогуливаясь по этим временно созданным садам, нельзя было не заметить, что основной акцент ландшафтного дизайна сместился с ярких, вычурных цветов и кустарников в железо-бетонных конструкциях, подчёркивающих эстетику урбана, на привычные глазу травы, декоративную зелень и разнообразные горные растения органично, соседствующие со скульптурами и социальными объектами из эко-материалов. Это не тот ландшафт, который мы видим каждый год на центральных клумбах, поражающих своей яркостью и экзотикой, и уж вовсе не городские джунгли с их растительным минимализмом. Философия новой ландшафтной архитектуры заключается в возвращении урбанистического ландшафта к своим натуральным корням. «Назад к природе» - именно этот тренд наполняет все представленные дизайнерами и лекторами проекты.
Идея возвращения к натуральному ландшафту принадлежит Питу Удольфу, главному идеологу новой волны в ландшафтной архитектуре. Спроектированные им сады можно увидеть во многих городах Европы и Америки - Лондоне, Бонне, Роттердаме, Барселоне, Нью-Йорке, Венеции и т.д. - и в каждом из них, через единение с природой, наблюдение её ежегодного умирания и возрождения, приобщиться к культуре места.
На фотографиях мы часто видим сады Удольфа в самый интересный их период. Но с натуральными растениями происходят ежесезонные изменения, и есть моменты, когда они совсем не примечательны. Удольф считает, что нужно спокойно принимать смерть сада, ведь коричневый цвет тоже хорош. Думаю, что для такой эстетики нам нужно изменить свой вкус.
Дизайнеры и ландшафтные архитекторы фестиваля говорили об изменении восприятия городского пространства как о главном условии перемен в ландшафтном искусстве.
Их лёгкость и экологичность заключается не только в материале, но и в способе постройки: мы собираем их из готовых блоков, словно Lego, поэтому в целом на этаж уходит 1-2 дня. И если в обычном понимании города ландшафтному дизайнеру важнее не здания, а то, что между ними, у нас здание - неотъемлемая часть дизайна. Конечно, я понимаю, что опыт страны с 5,5 миллионами жителей будет непросто воспринять для куда больших масштабов, но мне кажется, что это было бы началом новой эстетики в градостроении.
Говоря о современных процессах деиндустриализации - ухода от сплошного бетонирования и асфальтирования городского пространства, трудно оптимистично отозваться о российской практике. Даже классическое озеленение парка Горького - это клиширование и многократное повторение, которые не очень хорошо работают. На данный момент московские парковые решения крайне хаотичны и разрозненны, они натыканы по всему городу и не имеют единой проектной системы, как, например Ожерелье Петербурга или растительный каркас Перми. Для смыслового объединения зелёных островков Москвы должна быть произведена работа не только проектная, но и в умах населения. Единственный проект, который, по моему мнению, может стать образцом здесь - это решение Мадрид Рио. Когда-то в 60-е годы вдоль реки Монтанарес построили автомобильную дорогу, которая с годами всё расширялась и в итоге превратилась в разветвлённую магистраль, разделившую город на дорогие и дешёвые районы. Несколько лет назад 10 км этой магистрали были убраны под землю, а сверху ландшафтные архитекторы спроектировали линейные парки. И вот, буквально за несколько лет озеленение потянуло за собой капитализацию: стоимость недвижимость выросла в разы.
Подобный путь к натуральному ландшафту прошел и Сингапур, где река Каланг, выходя из берегов во время муссона, выводила из строя всю инфраструктуру. У архитекторов было два варианта: либо расширить бетонную поверхность городского русла реки, либо вернуться к естественной природной системе. В итоге появилось пространство, которое впитывает влагу, как губка, оставляя реку полной, а ландшафт вокруг зелёным и свежим.
Российская практика натурдизайна не пестрит многочисленными примерами, прежде всего, потому, что любой проект должен учитывать и полугодовую зиму, и внезапные перепады летней температуры, и раннюю осень - все эти нюансы делают проекты дороже и сложнее. Однако те садовые и парковые решения, которые предлагают ландшафтные дизайнеры и архитекторы уже сегодня, отличаются от того, что мы ежедневно видим в постсоветской городской среде. Вероятно, мы наконец-то наигрались в бетонные кубики и ровные асфальтово-плиточные площадки и готовы хотя бы начать переосмыслять пространство и себя в нём.