«Третьи места» и их световой дизайн как драйвер развития городской среды
В современном урбанистическом контексте теория о «третьем месте» играет важную роль в создании социально активных и культурно насыщенных городских пространств. Они становятся местами встреч, обмена идеями и формирования сообществ, что делает их неотъемлемой частью любой развитой городской среды. О разных типологиях таких локаций, их влиянии на современную урбанистику и светодизайн как их неотъемлемую составляющую Design Mate рассказала Юлия Жаркова, основательница и управляющий партнер бюро светового дизайна «Культура Света».
Юлия Жаркова основательница и управляющий партнер бюро светового дизайна «Культура Света», преподаватель в Архитектурной школе МАРШ
Впервые термин «третье место» ввел американский социолог Рэй Ольденбург в своей книге The Great Good Place. Он описал это понятие как неформальные общественные пространства, способствующие формированию демократического духа и социального равенства. Исторически такие места представляли собой кафе, библиотеки, парки и клубы. Современные третьи места приобрели новые формы и зачастую стали появляться в нестандартных локациях. Эти пространства, изначально предназначенные для неформального общения и взаимодействия, эволюционировали, чтобы лучше соответствовать потребностям сегодняшнего дня. Рассмотрим несколько примеров популярных сегодня «третьих мест» и то, как в этих проектах реализуется световой дизайн.
Севильские грибы (Metropol Parasol) в Севилье, Испания
Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Объект Metropol Parasol, также известный как Севильские грибы, создан немецким архитектором Юргеном Майером. Эта удивительная деревянная структура состоит из шести огромных грибов, покрывающих площадь Ла Энкарнасьон в центре Севильи. Основной материал конструкции — ламинированная древесина, что делает Севильские грибы одной из самых больших деревянных структур в мире.
Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Реализованные здесь архитектурные решения включают смотровую площадку, археологический музей, рынок и ресторан. Благодаря своей многофункциональности Metropol Parasol стал популярным местом встреч, отдыха и культурных мероприятий, привлекающим как местных жителей, так и туристов, и способствуя оживлению городской жизни. Однако световые решения для столь эффектного сооружения оставляют желать лучшего. Кажется, что треть светильников не работает, а часть из работающих горит не тем цветом, что предусмотрен сценарием — сама идея освещения видна, но ее воплощение выглядит рваным и каким-то болезненным. В итоге общее впечатление испорчено. Можно предположить, что в системе управления сбились настройки сценариев; какие-то светильники вышли из строя, и в результате целостность программы управления каждым световым пикселем нарушилась.
Как следствие — целостность вечернего образа этого удивительно красивого объекта тоже нарушена.
Светодизайн — ожидание и реальность. Фото: Юлия Жаркова; Pinterest
Правильный свет является не только важным элементом создания атмосферы «третьих мест» — он влияет еще и на эмоции людей, которые посещают их. В данном случае произошло небольшое разочарование.
Магазин «Подписные издания» в Санкт-Петербурге, Россия
Книжный магазин «Подписные издания» на Литейном проспекте является значимым культурным объектом Санкт-Петербурга с 1926 года. После недавней реновации дизайн интерьера сочетает в себе элементы советской эпохи и современного минимализма, сохраняя при этом историческую атмосферу. Магазин превратился в многофункциональное пространство, включающее кафе и организующее литературные вечера, лекции и выставки.
Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Такое обновление превратило «Подписные издания» в центр культурной жизни города, где люди могут не только приобретать книги, но и участвовать в различных мероприятиях, что способствует укреплению культурных и социальных связей. Интересный факт: однажды к нам обратился магазин и попросил создать для них интерактивную инсталляцию, которая отражала бы идейные ценности места. Так появилась знаменитая «Волшебная лампа», которая притягивает внимание гостей и жителей Санкт-Петербурга, предлагая уютно устроится рядом с ней с книжкой или пройти внутрь и очутиться (буквально) в ламповой обстановке на одной из их занимательных встреч с писателями.
Дом культуры «ГЭС-2» в Москве, Россия
Фото: Archi.ru
Дом культуры «ГЭС-2» в Москве — это яркий пример трансформации индустриального наследия в современное общественное пространство. Расположенное на Болотном острове здание бывшей электростанции, построенное в начале XX века, было реконструировано и переосмыслено по проекту знаменитого архитектора Ренцо Пьяно. Благодаря своему местоположению и дизайну Дом культуры влияет на урбанистику Москвы, способствуя оживлению района, улучшению городской инфраструктуры и созданию новых общественных пространств. Этот проект демонстрирует, как адаптивное повторное использование исторических зданий может внести значительный вклад в развитие городской среды, делая ее более привлекательной и функциональной для жителей и гостей города. Особую роль в ГЭС-2 играет ловкая игра света и тени, которую предусмотрел архитектор, а под тематические и важные мероприятия команда всегда придумывает адаптивные световые сценарии.
Каким должен быть светодизайн «третьих мест»
К созданию освещения нужно подходить так же серьезно, как и к любому другому крупному архитектурному проекту. Важно анализировать контекст места, людей, которые его посещают, их потребности. От активности будут зависеть световые решения. Для сквера, концепт-стора с картинами и книгами идеально подойдет мягкий свет, наподобие «Волшебной лампы». Если же место подразумевает активное времяпрепровождение, то здесь можно не ограничиваться фантазией, как, например, это сделали создатели пространства Superkilen в Дании.
Фото: ArchDaily
Superkilen — это городское пространство длиной в несколько километров, протянувшееся через один из самых этнически разнообразных и социально неблагополучных районов Копенгагена. Он задуман как гигантская выставка объектов, принадлежащих людям 60 национальностей, населяющих окрестности.
Также освещение в вопросах «третьих мест» — часто история про брендинг и поддержание концепции. Примером такого проекта может стать стена стадиона «Юных пионеров» в ЖК «Царская площадь». Застройщик уделил особое внимание пространству, которое стало открытым для каждого желающего: здесь также есть восстановленные мозаичные панно, исторические фотографии и обилие тренажеров.
Стадион «Юных пионеров». Фотография предоставлена Юлией Жарковой
Световой дизайн поддерживает обстановку исторического места, акцентируя внимание на его особенностях, и при этом не мешает заниматься спортом или проводить время наедине со своими мыслями.
А еще интересно, что «третье место» часто формируется, если можно так выразиться, с подачи человека. Дизайн и атмосфера пространства настолько притягивают, что люди часто собираются там с друзьями и семьями. Для нас таким проектом стал сквер «Огородная слобода». И пусть он не находится в списке обязательных к посещению мест для гостей столицы, хотя это историческая локация, но, несмотря ни на что, там очень приятно находиться и хочется задержаться. Это отличный пример того, как проект городского пространства начинает жить своей жизнью и меняться.
Сквер «Огородная слобода». Фотография предоставлена Юлией Жарковой
«Третьи места», будь то выдающиеся архитектурные шедевры или уютные культурные уголки, играют ключевую роль в формировании и оживлении городской среды. Они демонстрируют, как инновационный подход к дизайну и функции может преобразить общественное пространство, наполнив его жизнью и культурной энергией. Эти места становятся центрами притяжения, где люди могут встретиться, обменяться идеями, насладиться искусством и просто провести время в вдохновляющей атмосфере.
Архитектура, работающая в тандеме с урбанистикой, способна создать такие пространства, которые не только украшают город, но и повышают его рентабельность, делая его более привлекательным для жителей и гостей. Особое внимание при этом следует уделять световому дизайну, который помогает подчеркнуть архитектурные особенности и создать неповторимую атмосферу, влияющую на восприятие пространства и комфорт его использования в любое время суток. Таким образом «третьи места» становятся неотъемлемой частью нашей культурной и социальной жизни, воплощая в себе гармонию между прошлым и будущим, между историей и современностью. В каждом городе есть потенциал для создания таких уникальных мест, и именно они делают нашу повседневную жизнь ярче и насыщеннее.
На обложке: пространство Superkilen в Копенгагене. Фото: ArchDaily.